В связи с ростом цен в России производители в последнее время уменьшают объем товаров и размер упаковки продуктов питания. То есть цена остается прежней, а покупаем мы на самом деле “меньшие” товары, пишет «Коммерсантъ».
Анализ продаваемой в магазинах продукции показывает, что объем сладостей, кофе, молочных продуктов, макаронных изделий уменьшается на 5–50 г, а пиво уже продается в банках по 0,43 л. С учетом масштабов производства это позволяет сохранить рентабельность и не отпугнуть покупателей.
Чтобы сдержать цены в условиях повышения себестоимости производители один за другим стали снижать объемы производства. Так, если посмотреть, например, на продукцию Nestle, то можно заметить, что компания ввела в ассортимент шоколад «Россия» весом 82 г, тогда как ранее продукт поставлялся по 85 г. Объем растворимого кофе снизился с 95 г до 85 г. Danone сократила объем питьевых йогуртов «Активиа» с 270 г до 260 г, а «Макфа» ввела макаронные изделия в упаковке 400 г вместо привычных 450 г, у Heineken появилось пиво в банке объемом 0,43 л.
То же происходит и на рынке молочной продукции, включая появление – по оценкам NielsenIQ – более 20% «новых позиций», то же следствие снижения объемов.
Аналитики розничных сетей, таких как «Верный», «Лента» заявляют, что такая экономическая тактика не привела к снижению покупательского интереса к продукции В X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Магните», Auchan на вопросы не ответили.
Сокращение объемов помимо роста себестоимости связана и с увеличением затрат на упаковку, которую производители постоянно трансформируют в меньшую сторону. Так производители пива заявляют о росте дефицита алюминия на рынке с началом пандемии и поэтому тара объемом 1 л была заменена на 0,9 л и такой формат уже широко распространен. Работают постоянно над снижением количества материалов для упаковки за счет уменьшения конструкции и толщины для сохранения рентабельности и в компании Unilever (Knorr, «Золотой стандарт», «Инмарко» и др.), так как цены на картон по итогам 2021 года выросли на 50–60% (см. “Ъ” от 17 февраля).