Для строительства международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг», цель которого связать Россию с Индией, президент России Владимир Путин поручил «принять меры по привлечению средств частных инвесторов». Такое требование отображено в поручении руководителя страны российскому правительству, опубликованном на сайте Кремля.
Протяженность МТК «Север-Юг» составляет 7200 км. Коридор идет по морским, железнодорожным и автомобильным маршрутам. Как сообщили газете «Известия» в пресс-службе Минтранса РФ, сейчас рассматривается вариант с привлечением средств частных инвесторов в сооружение автодорожного обхода Махачкалы на трассе Р-215, обходов Дербента и Хасавюрта на трассе Р-217 (по маршруту «Автомобильная дорога М-4 «Дон» − Владикавказ − Грозный − Махачкала − граница с Азербайджаном), а также зернового терминала в порту Махачкалы.
Межгосударственное соглашение о развитии мультимодального транспортного коридора было подписано Москвой, Нью-Дели и Тегераном в 2000 году (позднее состав участников пополнился до 14). Цель проекта – организация транзита грузопотоков из Индии, Ирана и стран Персидского залива через Россию в Европу.
Этот маршрут эксперты уже называют конкурентом Суэцкого канала, так как расстояние по МТК «Север-Юг» сокращается более чем в два раза, что минимизирует сроки и стоимость транспортировки грузов. В Минэкономразвития РФ прогнозируют к 2030 году увеличение товарооборота по МТК до 25 млн тонн. По сведениям от РЖД, ожидается, что к 2030 году рост объема российских грузов по этому коридору достигнет цифры в 32 млн тонн (сейчас он составляет 17 млн тонн).
Евразийский банк развития в 2022 году подготовил базу инвестпроектов МТК «Север-Юг». В нее включены 102 перечня, в том числе 52 на территории России, в области железнодорожного, автодорожного, морского, внутреннего водного транспорта, точек пересечения границ, а также придорожной и логистической инфраструктуры. Данные проекты реализуются в настоящее время или запланированы к реализации до 2030 года. Их суммарный портфель по трем маршрутам коридора, проходящим через Азербайджан, Армению, Иран, Казахстан, Россию и Туркменистан, составляет $38,2 млрд – из них почти 35% приходится на Москву, 34% — на Тегеран, 16,5% — на Астану.