Новая научная работа, основанная на древних текстах и генетических открытиях последнего времени, указала на масштабы Юстиниановой чумы. Так называется пандемия, охватившая мир в 6-8 веках нашей эры.
Юстинианская чума – первый известный всплеск бубонной чумы в истории Западной Евразии. Она разразилась, когда император Юстиниан (527-565) пытался восстановить величие Римской империи.
Некоторые научные работники считали, что чума по заразности и смертельности для человека мало чем отличалась от сезонных вспышек гриппа в наши дни. Они называли её несущественной. Подобные выводы специалисты по истории сделали из-за того, что о ней осталось очень мало упоминаний в письменных источниках.
Но авторы научной работы из ирландского Тринити-колледжа опровергли эту версию. Они выяснили, что эта эпидемия чумы вынудила историка Прокопия оторваться от создания масштабного военного повествования, чтобы написать отчет о появлении чумы в Константинополе. Специалисты также подметили, что в 542-545 годах император Юстиниан принял множество законов, специально нацеленных против последствий этой опасной болезни. В них содержались меры для устранения разрушительных последствий чумы.
В 542 году правитель в условиях эпидемии попытался поддержать банковский сектор. В 544 году он ввёл контроль над ценами и зарплатой – высокая летальность чумы привела к нехватке людей и наёмники стали очень сильно завышать цену на собственные услуги.
Правители предпринимали своевременные и очень хорошо продуманные меры для борьбы с чумой, которые даже сейчас выглядят вполне разумными. Это изумило учёных, поскольку раньше древние не сталкивались с глобальными эпидемиями. Даже нам есть чему поучиться у древних людей. Тому, как они решали проблемы, возникшие при эпидемии.
Специалисты проследили пути распространения чумы. По генетическим данным, она через Красное море попала в Средиземноморье и, через Балтику и Скандинавию, достигла Англии. Эпидемия началась там прежде, чем достигла Константинополя.
Распространению чумы предшествовало расширение кочевых империй по всей Евразии: гуннов в четвёртом и пятом веках и монголов в тринадцатом (перед пришествием Черной смерти). Первые бактерии Y.Pestis, возможно, появились в Центральной Азии в эпоху бронзового века.