Скоро выходит книга Скотта Беркуна “Дизайн всего: Как появляются вещи, о которых мы не задумываемся”. В ней рассказывается об особенностях дизайна тех или иных вещей. Эта статья тоже написана про это, но она не привязана напрямую к книге.
Дизайн пронизывает всю нашу жизнь и мы его уже не замечаем, хотя иногда он очень принципиален. До появления какой-либо находки, пользоваться техникой было гораздо менее удобно, скажем, без пульта дистанционного управления телевизором.
Например, кнопочные сотовые телефоны, появились как копия проводных. Очень быстро добавилась функция записной книжки, с помощью которой и производилась большая часть вызовов, но телефон всё ещё оставался кнопочным. Экран из-за этого был в два раза меньше, и пользоваться дополнительными функциями было не очень удобно. Причём сенсорный экран уже умели делать и он использовался в палм-топах (смартфонах без функции телефона), но им пользоваться тоже было неудобно, из-за того, что нужен был стилус, которым нужно было нажимать на экран. Только через некоторое время поняли, что кнопки не нужны, как и стилус (для большинства операций, кроме рисования). И аппарат, совместивший обе функции, стал намного удобнее.
Правда, есть категории людей, которые пользуются кнопочными аппаратами. Во-первых, они заметно проще для людей, не работавших с компьютерами. Во-вторых, сенсорный экран очень неудобен для слепых, так как там нужно точно указывать пальцем в нужное место, а в случае кнопочного аппарата можно использовать метод слепой печати, когда пальцы лежат на определённых кнопках.
Подобные превращения происходят и в других областях, вплоть до каких-нибудь чизбургеров.
Например, кнопки у светофоров (для переключения на зеленый свет), которые, кажется, что не работают. Во многих случаях это действительно так – конструкторы поставили специальные пустышки (по медицински, кнопки-плацебо), чтобы просто отвлечь человека и создать у него иллюзию, что он на что-то влияет. Нажал кнопку, потратил на это какое-то время, подождал пока сработает. И вот уже пришло время действительно переключаться на зеленый. Оказывается, при такой системе люди реже перебегают дороги и, следовательно, меньше число несчастных случаев. Хотя лучше сделать полноценную кнопку, переключающую светофор.