Предприимчивые компании, которые неутомимо отправляют назойливые рассылки, получают информацию о личных данных пользователей, которые они оставляют, заполняя бесчисленные анкеты для клубных карт, регистрируясь в партнерских программах и приложениях для накопления бонусов, а также при совершении покупок онлайн.
Пользователи сами предоставляют свои номера телефонов или адреса электронной почты. Компании также могут получать личные данные через утечки баз данных на скрытых форумах и с помощью информаторов.
Эксперты Центра цифровой экспертизы Роскачества совместно с юристами исследовали политики конфиденциальности, чтобы узнать, как отказаться от рекламы, и поделились этой информацией с “Газета.ru”.
Как сообщил Никита Куликов, кандидат юридических наук и генеральный директор АНО “ПравоРоботов”, обычно пользователи соглашаются на получение рекламных материалов, когда они подписывают договоры и соглашения услуг.
“Согласно Федеральному закону №152, после сбора данных для онлайн-мероприятий или записи на фитнес, тренер или клуб не имеет права использовать эти данные для других целей, кроме заявленных. Однако если компания упоминает в своей политике конфиденциальности возможность отправки рекламы о своих конкретных услугах или использует фразы вроде “рассылка информации от партнеров компании”, что фактически означает информационные рассылки от любых партнеров, заключивших соглашение с оператором обработки ваших данных, это не считается нарушением закона”, – пояснил Куликов.
Он отметил, что если заполнение анкет или оформление договоров происходит лично, стоит сразу сообщить представителю услуги о вашем желании отказаться от рекламных рассылок. Если это происходит онлайн, следует найти в политике конфиденциальности пункт о рекламных рассылках и нажать на кнопку “отписаться”. Если такого пункта нет, рекомендуется написать организации письменное заявление об отказе от рекламы по электронной почте.
Если вам также мешают спам-звонки и сообщения, вы можете обратиться к вашему мобильному оператору с просьбой отписаться от спам-рассылок или воспользоваться услугой блокировки спама. Также можно воспользоваться функцией “умной” блокировки на вашем смартфоне. Когда вы получаете нежелательное сообщение, просто нажмите кнопку “заблокировать” в меню.
“Независимо от того, дали ли вы ранее согласие на обработку персональных данных или нет, рекламные предприятия должны немедленно прекратить звонить вам и отправлять спам. Если это не помогает, вы можете обратиться в Федеральную антимонопольную службу и подать жалобу. Если вы предоставите достаточные доказательства, ФАС может возбудить дело об административном правонарушении”, – сообщил Сергей Гебель, член генерального совета “Деловой России” и генеральный директор юридической компании “Гебель и партнеры”.
Тем временем в Роскачестве отметили, что практически невозможно установить связь между предоставленными данными в конкретной организации и последующей навязчивой спам-рассылкой.
“Вы всегда можете использовать продукт только в соответствии с условиями, предлагаемыми разработчиком или владельцем. Соглашение с политикой конфиденциальности только подтверждает этот факт. Однако стоит более внимательно относиться к чтению политики конфиденциальности. Чтобы понять, какие данные собирает о вас сервис, достаточно обратить внимание на ключевые пункты, которые позволят вам разобраться, как отказаться от маркетинговых рассылок”, – заключил Сергей Кузьменко, руководитель направления информационной безопасности Центра цифровой экспертизы Роскачества.