PNAS: мужчины способны выжить без мужской половой хромосомы

Японские ученые из Национального исследовательского института здоровья и развития детей Сетагая-ку в Токио выяснили, что у людей и многих млекопитающих начала вырождаться мужская половая хромосома Y. Но люди способны выжить и без нее. Исследовательская работа опубликована в журнале PNAS.

Всем известно, что у большинства млекопитающих 2 половые хромосомы – X и Y. Самки несут набор XX, а самцы – XY. А вторая хромосома Y несет гены SRY, которые отвечают за развитие мужских половых органов у эмбриона, следствием чего является рождение самца.

Ученые отметили, что у некоторых животных хромосома Y теряет часть своих генов, исчезая полностью. По их словам, сейчас у человека происходит то же самое. Эксперты предполагают, что через несколько миллионов лет хромосома Y исчезнет полностью.

«Хорошей новостью является то, что мы знаем о двух линиях грызунов, которые уже потеряли свою Y-хромосому, и все еще выживают. Это полевки из Восточной Европы и колючие мыши из Японии. Появились новые виды этих животных, у которых как у самца, так и у самки только Х-хромосомы», – говорят ученые.

Специалисты также выяснили, что большинство генов Y колючих мышей переместились в другие хромосомы. А ген SPY пропал, при этом его функцию начал исполнять набор генов SOX9.

Ученые считают неизбежным с эволюционной точки зрения редуцирование Y-хромосомы. Но в этом случае они задаются вопросом, как человечество дальше будет рожать мужчин. Есть вариант, что настанет конец человечества. Но еще есть вероятного того, что люди начнут вырабатывать другие, новые гены. А если данные гены будут разные по всему миру, то появится новый вид людей.