Ученые Дебанджан Пал и Аттри Гош разгадали тайну гравитационной дыры в Индийском океане

В Индийском океане ученые обнаружили удивительное явление — гравитационную дыру, где уровень воды опускается на тысячу километров ниже, чем в окружающих районах. Многие годы это загадочное место вызывало интерес исследователей, и теперь некоторые гипотезы начали получать объяснение.

Ученые из Индийского института науки Дебанджан Пал и Аттри Гош предполагают, что это явление связано с давними тектоническими процессами, происходившими миллионы лет назад. Одной из теорий является предположение о том, что под земной корой скрываются остатки древнего океана, который просочился в тектонические плиты под Африкой около 30 миллионов лет назад. В результате вулканической активности сформировалась область с холодным и плотным материалом, вызывающим низкую гравитацию.

Научное сообщество проанализировало движение тектонических плит на Земле за миллионы лет и предложило несколько сценариев того, как они могли перемещаться вокруг дыры. Опубликованный в журнале Geophysical Research Letters анализ показал, что низкая гравитация может быть объяснена лишь несколькими сценариями, и ни одна из этих моделей не подтвердила, что низкая гравитация была вызвана чем-то находившимся непосредственно под областью дыры.

Тем не менее, ученые обнаружили, что дыра, вероятно, образовалась из-за облаков магмы низкой плотности. Предположительно, это связано с разделением Гондваны, суперконтинента, включавшего Африку, Австралию и Индию, около 120 миллионов лет назад. Отделяясь от Африки, Индия привела к расколу океана Тетис, который заполнил пространство между плитами. Плавление некоторых частей этой плиты сформировало облака магмы низкой плотности, вызывающие низкую гравитацию в этой области.