Современная рыночная экономика России развивается в условиях совершенной конкуренции. При такой системе существует ряд сложностей, ограничивающих прибыль предприятий. Крупные компании стремятся ограничить борьбу, чтобы обеспечить себе высокий уровень дохода. Войти на рынок фирмам-новичкам проблематично. Но существует нормативная база, поддерживающая развитие конкуренции в стране.
Суть и признаки ограничения свободной конкуренции
Таким образом, ограничение конкуренции – это комплекс мероприятий, направленных на нарушение свободной конкуренции, с целью извлечения дополнительной прибыли, захвата новых сегментов рынка.
В роли субъектов, оказывающих воздействие на рыночные отношения, могут выступать:
- ИП;
- коммерческие (некоммерческие) организации различных форм собственности;
- органы исполнительной власти (федерального, регионального, местного уровней).
Согласно ФЗ №135 «О защите конкуренции», и ФЗ №401, ограничение имеет следующие признаки:
- Сокращение числа участников экономических отношений, не являющихся представителями одной группы.
- Манипуляция ценами, не связанная с объективными причинами (рост цен на сырье, введение новых налогов) для изменения условий товарооборота.
- Наличие антиконкурентного соглашения, относительно общих правил экономических отношений и распределения факторов производства.
- Отказ независимых друг от друга участников рыночных отношений от самостоятельных действий.
- Воздействие органов власти на участников товарно-денежных отношений, в противоречие нормативно-правовым (локальным) актам.
- Иные факторы, оказывающие влияние на развитие рыночных отношений.
Для достижения корыстных целей могут использоваться непредсказуемые способы, препятствующие развитию рынка.
Признаки незаконного ограничения конкуренции:
Виды ограничения конкуренции
Воздействие на нарушение равновесия может осуществляться в различных видах:
- неправомерное использование преимущественной позиции;
- сговор в отношении других субъектов;
- противоправные манипуляции органов власти.
Злоупотребление доминирующей позицией
Злоупотребление преимущественным правом может проявляться в различных вариантах:
- Установление завышенной (заниженной) цены.
- Изъятие продукта для искусственного роста цен.
- Необоснованное сокращение производства продукта с высоким спросом.
- Работа с контрагентом на условиях, ущемляющих его выгоду и возможности.
- Разброс цен на один продукт.
- Формирование дискриминационных условий для конкурентов.
- Создание барьеров для входа на рынок новых покупателей.
- Нарушение ценообразования, соответствующего законодательству.
Доминирующее положение может занимать одна фирма или группа компаний.
Сговор участников рынка
Согласованность действий подразумевает не заключение договора, а устный (письменный) сговор для соблюдения своих интересов и выгоды.
Соглашение может касаться различных аспектов:
- цен на продукцию;
- объемов закупок и продаж;
- сфер влияния;
- условий продаж и сбыта товара;
- проведения торгов (государственный заказ).
Фирмы, участвующие в сговоре, образуют картель. Данная структура является самой опасной формой нарушения антимонопольного регулирования.
Акты и действия органов власти
Законодательство запрещает органам власти осуществлять действия или принимать нормативно-правовые акты, ограничивающие конкуренцию:
- вводить ограничения создания новых хозяйствующих субъектов;
- устанавливать запреты на ввоз и производство определенных товаров;
- препятствовать деятельности участников рынка;
- устанавливать ограничения обращения товаров в РФ;
- расставлять приоритеты в поставке товаров или заключении договоров;
- ограничивать количество поставщиков для отдельных продуктов.
Проявление ограничения свободной конкуренции ведет к образованию монополий.
Примеры ограничений
При рассмотрении примеров, препятствующих развитию конкуренции, со стороны властей и отдельных участников рыночных отношений, можно выделить основные:
- необоснованный отказ принятия заявления для участия в тендере;
- отказ в заключении контракта с победителем торгов;
- нарушение правил и периода публикации информации о проведении тендера;
- принятие решения о занижении цен на определенный товар, с целью устранения конкурента;
- демпинг, с целью расширения своей доли на рынке.
Образование монополий как результат ограничения конкуренции
Отсутствие конкуренции на рынке свидетельствует о формировании естественных или искусственных монополий.
Искусственная монополия – объединения предприятий, с целью получения коммерческой выгоды (сговор в формировании цен, создание барьеров конкурентам, применение рекламы и т.д.). Данная структура создается целенаправленно для удаления конкуренции, формируется под конкретные предприятия.
Законодательное регулирование
Закон контролирует исключение дискриминации пользования ресурсам, Приказ ФАС РФ No108
регулирует порядок оценки и анализа конкурентной среды. Для правовой защиты участников рынка создано антимонопольное законодательство.
В России деятельность субъектов рынка регулируется перечнем нормативно-правовых актов:
Конституцией (ст.8) | гарантирует свободу и защиту предпринимательства |
ГК РФ (ст.1222) | обозначает право, подлежащее применению к обязательствам, возникающим вследствие недобросовестной конкуренции |
УК РФ (статья 178) | предусматривает уголовную ответственность за действия нарушающие рыночное равновесие |
КоАП РФ (ст.14.9) | координирует правомерность властей |
ФЗ №135 | описывает основополагающие моменты взаимодействия участников рынка |
ФЗ № 44 | направлен на урегулирование госзакупок |
ФЗ №147 | регулирует экономические отношения при существовании естественных монополий |
Закон №2395-1 | Контролирует исключение дискриминации пользования ресурсами |
Приказ ФАС РФ №108 | регулирует порядок оценки и анализа конкурентной среды |
За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена ответственность, как участников рыночных отношений, так и органов власти.
Ответственность за нарушения
ФЗ №135 предусматривает ответственность субъектов за противоправные манипуляции на рынке:
- органов власти (всех уровней);
- государственных и внебюджетных фондов;
- коммерческих и некоммерческих организаций;
- ИП.
В результате выявления факта несоответствия может быть назначена соответствующая мера ответственности:
Гражданско-правовая | возмещение вреда здоровья или имуществя |
Административная | · штраф (от 50 тыс.);
· дисквалификация на 3 года;
|
Уголовная | · штраф (от 300 тыс. до 500 тыс. руб.);
· принудительные работы с невозможностью назначаться ряд должностей и заниматься обозначенными видами деятельности) · лишение свободы до 7 лет |
Дисциплинарная | · замечание;
· выговор; · строгий выговор; · увольнение |
Лица, права и интересы которых нарушены, могут урегулировать вопрос в судебном порядке.
Судебная практика
В качестве примеров судебных дел можно привести:
- Тенденции снижения штрафов.
[stextbox id=’alert’]Данная ситуация обусловлена (по мнению судей) тяжелым финансовым положением компаний-ответчиков, недопустимостью подавления предпринимательской деятельности. Попасть под смягченный приговор могут даже монополисты.[/stextbox]
- Неточное определение границ рынка.
В результате апелляционной жалобы ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» был снижен размер штрафа (назначенный за злоупотребление доминирования), с основанием: «Антимонопольный орган неверно отметил область границ рынка, на котором выявлены нарушения, в результате чего, штраф был назначен необоснованно».
Основные виды конкуренции:
- Тяжелое материально-финансовое положение ответчика
В результате судебного процесса, был назначен штраф организации, за участие в сговоре (картели) при проведении торгов. Но Арбитражный суд Северокавказского округа признал правомерным снижение штрафа в 47 раз из-за неблагоприятного финансового положения нарушителя и несопоставимости вынесенных санкций с характером правонарушения. Первоначально назначенная сумма штрафа приведет к банкротству компании, и соответственно к невыполнению обязательств перед третьими лицами.
Развитие рыночных отношений в стране сопровождается действием свободной конкуренции. Намеренное ограничение данной формы экономических отношений, создает невыгодные условия обращения товаров на рынке как для потребителей, так и для конкурирующих фирм.
[stextbox id=’info’]Для исключения неблагоприятного микроклимата на рынке создано антимонопольное законодательство, представленное рядом нормативно-правовых документов. Нарушение прав и свобод субъектов предпринимательской деятельности влечет за собой назначения соответствующей меры ответственности, вплоть до уголовной.[/stextbox]