Признаки и последствия ограничения свободной конкуренции в России


Современная рыночная экономика России развивается в условиях совершенной конкуренции. При такой системе существует ряд сложностей, ограничивающих прибыль предприятий. Крупные компании стремятся ограничить борьбу, чтобы обеспечить себе высокий уровень дохода. Войти на рынок фирмам-новичкам проблематично. Но существует нормативная база, поддерживающая развитие конкуренции в стране.

Суть и признаки ограничения свободной конкуренции

Конкуренция – форма экономических отношений, выраженная в борьбе хозяйствующих субъектов, за эффективное использование факторов производства, одностороннее воздействие на условия обращения товаров, с целью присвоения коммерческой выгоды.

Таким образом, ограничение конкуренции – это комплекс мероприятий, направленных на нарушение свободной конкуренции, с целью извлечения дополнительной прибыли, захвата новых сегментов рынка.

В роли субъектов, оказывающих воздействие на рыночные отношения, могут выступать:

  • ИП;
  • коммерческие (некоммерческие) организации различных форм собственности;
  • органы исполнительной власти (федерального, регионального, местного уровней).

Согласно ФЗ №135 «О защите конкуренции», и ФЗ №401, ограничение имеет следующие признаки:

  1. Сокращение числа участников экономических отношений, не являющихся представителями одной группы.
  2. Манипуляция ценами, не связанная с объективными причинами (рост цен на сырье, введение новых налогов) для изменения условий товарооборота.
  3. Наличие антиконкурентного соглашения, относительно общих правил экономических отношений и распределения факторов производства.
  4. Отказ независимых друг от друга участников рыночных отношений от самостоятельных действий.
  5. Воздействие органов власти на участников товарно-денежных отношений, в противоречие нормативно-правовым (локальным) актам.
  6. Иные факторы, оказывающие влияние на развитие рыночных отношений.

Для достижения корыстных целей могут использоваться непредсказуемые способы, препятствующие развитию рынка.

Признаки незаконного ограничения конкуренции:

Виды ограничения конкуренции

Воздействие на нарушение равновесия может осуществляться в различных видах:

  • неправомерное использование преимущественной позиции;
  • сговор в отношении других субъектов;
  • противоправные манипуляции органов власти.

Злоупотребление доминирующей позицией

Доминирование – исключительное преимущество компании, сопровождающееся возможностью единолично влиять на состояние товарооборота, устранять конкурентов, затруднять выход на рынок.

Злоупотребление преимущественным правом может проявляться в различных вариантах:

  1. Установление завышенной (заниженной) цены.
  2. Изъятие продукта для искусственного роста цен.
  3. Необоснованное сокращение производства продукта с высоким спросом.
  4. Работа с контрагентом на условиях, ущемляющих его выгоду и возможности.
  5. Разброс цен на один продукт.
  6. Формирование дискриминационных условий для конкурентов.
  7. Создание барьеров для входа на рынок новых покупателей.
  8. Нарушение ценообразования, соответствующего законодательству.

Доминирующее положение может занимать одна фирма или группа компаний.

Сговор участников рынка

Согласованность действий подразумевает не заключение договора, а устный (письменный) сговор для соблюдения своих интересов и выгоды.

Соглашение может касаться различных аспектов:

  • цен на продукцию;
  • объемов закупок и продаж;
  • сфер влияния;
  • условий продаж и сбыта товара;
  • проведения торгов (государственный заказ).

Фирмы, участвующие в сговоре, образуют картель. Данная структура является самой опасной формой нарушения антимонопольного регулирования.

Акты и действия органов власти

Законодательство запрещает органам власти осуществлять действия или принимать нормативно-правовые акты, ограничивающие конкуренцию:

  • вводить ограничения создания новых хозяйствующих субъектов;
  • устанавливать запреты на ввоз и производство определенных товаров;
  • препятствовать деятельности участников рынка;
  • устанавливать ограничения обращения товаров в РФ;
  • расставлять приоритеты в поставке товаров или заключении договоров;
  • ограничивать количество поставщиков для отдельных продуктов.

Проявление ограничения свободной конкуренции ведет к образованию монополий.

Признаки и последствия ограничения свободной конкуренции в России
Совершенная конкуренция и ее суть.

Примеры ограничений

При рассмотрении примеров, препятствующих развитию конкуренции, со стороны властей и отдельных участников рыночных отношений, можно выделить основные:

  • необоснованный отказ принятия заявления для участия в тендере;
  • отказ в заключении контракта с победителем торгов;
  • нарушение правил и периода публикации информации о проведении тендера;
  • принятие решения о занижении цен на определенный товар, с целью устранения конкурента;
  • демпинг, с целью расширения своей доли на рынке.

Образование монополий как результат ограничения конкуренции

Отсутствие конкуренции на рынке свидетельствует о формировании естественных или искусственных монополий.

Естественная монополия – доминирующее положение компании в связи с применением особых факторов производства (единоличное обладание ресурсами, использование новых технологий, производственных мощностей и т.п.).  В результате роста цен, при такой форме рыночных отношений, потребителю придется приобретать тот же товар, но дороже.

Искусственная монополия – объединения предприятий, с целью получения коммерческой выгоды (сговор в формировании цен, создание барьеров конкурентам, применение рекламы и т.д.). Данная структура создается целенаправленно для удаления конкуренции, формируется под конкретные предприятия.

Законодательное регулирование

Закон контролирует исключение дискриминации пользования ресурсам, Приказ ФАС РФ No108
регулирует порядок оценки и анализа конкурентной среды. Для правовой защиты участников рынка создано антимонопольное законодательство.

В России деятельность субъектов рынка регулируется перечнем нормативно-правовых актов:

Конституцией (ст.8) гарантирует свободу и защиту предпринимательства
ГК РФ (ст.1222) обозначает право, подлежащее применению к обязательствам, возникающим вследствие недобросовестной конкуренции
УК РФ (статья 178) предусматривает уголовную ответственность за действия нарушающие рыночное равновесие
КоАП РФ (ст.14.9) координирует правомерность властей
ФЗ №135 описывает основополагающие моменты взаимодействия участников рынка
ФЗ № 44 направлен на урегулирование госзакупок
ФЗ №147 регулирует экономические отношения при существовании естественных монополий
Закон №2395-1 Контролирует исключение дискриминации пользования ресурсами
Приказ ФАС РФ №108 регулирует порядок оценки и анализа конкурентной среды

За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена ответственность, как участников рыночных отношений, так и органов власти. 

Ответственность за нарушения

ФЗ №135 предусматривает ответственность субъектов за противоправные манипуляции на рынке:

Признаки и последствия ограничения свободной конкуренции в России
Классификация конкуренции.

В результате выявления факта несоответствия может быть назначена соответствующая мера ответственности:

Гражданско-правовая возмещение вреда здоровья или имуществя
Административная ·         штраф (от 50 тыс.);

·         дисквалификация на 3 года;

 

Уголовная ·         штраф (от 300 тыс. до 500 тыс. руб.);

·         принудительные работы с невозможностью назначаться ряд должностей и заниматься обозначенными видами деятельности)

·         лишение свободы до 7 лет

Дисциплинарная ·         замечание;

·         выговор;

·         строгий выговор;

·         увольнение

Лица, права и интересы которых нарушены, могут урегулировать вопрос в судебном порядке.

Судебная практика

В качестве примеров судебных дел можно привести:

  • Тенденции снижения штрафов.

[stextbox id=’alert’]Данная ситуация обусловлена (по мнению судей) тяжелым финансовым положением компаний-ответчиков, недопустимостью подавления предпринимательской деятельности. Попасть под смягченный приговор могут даже монополисты.[/stextbox]

  • Неточное определение границ рынка.

В результате апелляционной жалобы ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» был снижен размер штрафа (назначенный за злоупотребление доминирования), с основанием: «Антимонопольный орган неверно отметил область границ рынка, на котором выявлены нарушения, в результате чего, штраф был назначен необоснованно».

Основные виды конкуренции:

  • Тяжелое материально-финансовое положение ответчика

В результате судебного процесса, был назначен штраф организации, за участие в сговоре (картели) при проведении торгов. Но Арбитражный суд Северокавказского округа признал правомерным снижение штрафа в 47 раз из-за неблагоприятного финансового положения нарушителя и несопоставимости вынесенных санкций с характером правонарушения. Первоначально назначенная сумма штрафа приведет к банкротству компании, и соответственно к невыполнению обязательств перед третьими лицами.

Развитие рыночных отношений в стране сопровождается действием свободной конкуренции. Намеренное ограничение данной формы экономических отношений, создает невыгодные условия обращения товаров на рынке как для потребителей, так и для конкурирующих фирм.

[stextbox id=’info’]Для исключения неблагоприятного микроклимата на рынке создано антимонопольное законодательство, представленное рядом нормативно-правовых документов. Нарушение прав и свобод субъектов предпринимательской деятельности влечет за собой назначения соответствующей меры ответственности, вплоть до уголовной.[/stextbox]

Подписка на FBM.RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных экономических новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Подписаться.

Добавьте FBM.ru в избранные новости Добавьте FBM в избранные новости

Оценить новость
( Пока оценок нет )
redactor2/ автор статьи
FBM.ru - Финансы  Бизнес Маркетинг