Предприятие начинается с идеи. Иногда они кажутся мечтой, как мысль открыть собственный кинотеатр. На деле же, при масштабах современной индустрии развлечений, открыть кинотеатр – не самое трудно дело, тем более, что необязательно это должен быть кинозал с огромным экраном и сверхсовременной аппаратурой.
Создать свой бизнес на визуальном искусстве можно с минимума, например, с 3D-комнаты или небольшого зала в провинции. Всё зависит от средств и настойчивости.
Виды кинотеатров
Кино настолько популярно, что его смотрят везде: на экранах кино, на планшетах, в тесном семейном кругу или на открытой летней площадке с тысячей зрителей. Неудивительно, что видовое разнообразие мест для просмотра фильмов очень велико.
Список ниже даже не претендует на полноту – он лишь охватывает основные типы залов и далеко не исчерпывает возможности современных технологий.
- Классический кинотеатр. Большой зал, подобный концертному, огромный экран, рекламные заставки и шорох открывающихся пачек чипсов перед началом кино. [stextbox id=”alert”]Всем знаком этот образ. Перед входом в залы – обязательно лотки с закусками и напитками, билетная касса и сидящие в мягких креслах людях, ожидающие начала. Пожалуй, классика никогда не поблекнет и будет вызывать только положительные эмоции и каждого киномана.[/stextbox]
- Мини-кинотеатр. То же самое, но поменьше масштабами – до 50 мест, относительно небольшой экран, дешевизна билетов.
- Открытый кинотеатр. К таким относятся: летние площадки, автомобильные кинотеатры (кинопаркинги). Они очень распространены на Западе, особенно в США, но в России они гораздо более редки, чем предыдущие. Но теперь они уже не выглядят экзотикой – во многих крупных городах страны есть автопаркинг со стабильно высокой посещаемостью.
- 3D-кино. Вместо 3D часто пишут 4D, 5D, даже 10D. К сожалению, люди не умеют воспринимать измерений выше, чем родное трёхмерное, но это и неважно. Цифры перед буквой говорят не об этом, а о количествах спецэффектов и желании хозяина выделиться. Они тоже бывают разнообразными: от почти полноценных залов с движущимися сиденьями до небольших комнаток, где зрителю предлагается стоять в полный рост, держаться за поручни и воображать себя в кабине космического лифта.
Но это ещё не всё. Есть кинотеатры, транслирующие только «авангардное» кино, чёрно-белые кинотеатры, кинокафе, кинопанорамы… Тысячи их! Такой расклад ведёт к тому, что какого-то единого бизнес плана просто быть не может, и поэтому каждый будет рассмотрен в отдельности.
Открытие классического кинотеатра
Стартовые вложения:
- Оборудование одно зала на 300 мест – 7-10 млн. рублей;
- Оснащение магазинов при кинотеатре – 2-3 млн. рублей;
- Персонал – 1 млн. рублей;
- Аренда помещения – всё зависит от помещения, в среднем минимум 3-5 млн. рублей.
Но это далеко не все расходы. Чтобы открыть полностью окупаемый кинотеатр, нужно будет вложить в него как минимум 30 000 000 р. – и это только на один зал. Крупный кинотеатр с несколькими залами будет стоить в несколько раз дороже.
[stextbox id=”black”]Самое главное для кинотеатра, конечно, не барная стойка и не удобные кресла. Важнее всего то, что на экране. Поэтому прежде всего нужно озаботиться лицензией на показ фильма, называемой «прокатное удостоверение». Без него показ фильма будет нелегальным и грозит штрафом.[/stextbox]
Чтобы получить разрешение на прокат, фильм не должен содержать нецензурной брани, пропаганды различных видов и тому подобных запрещённых законодательством вещей. В среднем для того, чтобы такой кинотеатр себя окупил, требуется не меньше 3-х лет.
Какое производство можно организовать дома, подробности здесь.
Но прибыль, в случае успеха предприятия, будет огромной – от 6 миллионов рублей в сутки для одного зала на 200 мест. Если в городе с населением меньше 100 000 рублей уже есть подобный кинотеатр, то открывать ещё один, ничем не выделяющийся по сравнению с конкурентом, будет безрассудно.
Он вряд ли окупиться и может стать банкротом из-за низкой популярности. Открывать большие кинозалы выгодно только в крупных городах, населения которых (с агломерацией) переваливает за полмиллиона жителей.
Простая альтернатива – мини-кинотеатр
Стартовые вложения:
- Оборудование зала на 50 мест – 5 млн. рублей;
- Аренда помещения в 400 кв. м. – 500 000 рублей в месяц;
- Персонал (6 работников, 2 инженера, директор, бухгалтер) – 150 000 рублей в месяц;
- Прочее (реклама, регистрация бизнеса) – 150 000 рублей.
Насколько выгоден кинотеатр, как бизнес, расскажет это видео:
При условии, что кинотеатр будет способен показывать не меньше восьми сеансов в сутки, при полных залах и стоимости билетов в 150 рублей он может приносить почти 2 миллиона рублей в день. На деле сумма выручки будет ниже – далеко не на каждом фильм кинозал оказывается полным. Некоторое время он и вовсе может простоять пустым.
[stextbox id=”info”]Почему выгоднее открыть мини-кинотеатр вместо стандартного? Во-первых, он требует вложений в 10-20 раз меньших. Во-вторых, малый кинотеатр способен привлечь определённую целевую аудиторию, которая любит определённый вид кино или мультипликации. Ну и, наконец, ежемесячные расходы на него будут на порядок ниже. [/stextbox]
Такое предприятие легче окупит себя в небольшом городе. А если в нём ещё нет такого развлечения – к вам пойдут десятки людей, изголодавшихся по хорошим лентам. Чтобы не отставать от современных веяний, кинотеатр желательно оснастить 3D и современной акустикой.
На открытом воздухе
Потребуются:
- Участок земли 3000 кв. м. – около 3 000 000 рублей;
- Оборудование – профессиональное (не меньше 5 млн. рублей) или простое (от 500 000 рублей);
- Персонал (уборщики, кассиры, киномеханик) – 150 000 рублей в месяц;
- Прочие расходы – 150 000 рублей.
Кинотеатры для автомобилей и летние кинотеатры появились в южных штатах США, где круглый год сохраняется тёплая погода. В России с этим большие проблемы, поэтому этот вид кинотеатров не получил особого распространения. Конкуренты есть разве что в городах с миллионным населением.
Что нужно для открытия тира с нуля, узнайте из этой статьи.
С одной стороны, отсутствие конкуренции – это плюс. С другой стороны, бизнес потребует хорошей рекламы. В нашей стране нет традиции посещать кино на автомобилях, но это не значит, что идея не приживётся. Что касается летних кинотеатров – они, скорее всего, будут сезонными.
Лучше всего открывать такой кинотеатр в парке. Это привлечёт значительно больше людей. В средней полосе страны парки работают с середины апреля до начала октября – и за это время вполне успевают покрыть все расходы и получить прибыль.
3D-театр
Вложения:
- Видео-оборудование – 300 тысяч рублей;
- Аудио-оборудование – 150 тысяч рублей;
- Аренда помещения – 50 тысяч рублей;
- Персонал (билетёр, оператор) – 50 тысяч рублей:
- Дополнительные расходы (регистрация, реклама, отделка помещений) – 150 тысяч рублей.
Как открыть 3D кинотеатр, смотрите в этом видео:
При минимальных вложениях можно обойтись 700 тысячами рублей. Это лучший вариант для старта. Такой кинотеатр не будет терпеть убытки, соседствуя с крупными кинозалами – у него другая цель.
[stextbox id=”warning”]Билет стоимостью от 200 рублей позволяет человеку не вникнуть в историю, не похрустеть попкорном, а получить острые ощущения в жатые сроки. Грубо говоря, это не совсем даже кинотеатры, скорее, очень продвинутые видеотеки.[/stextbox]
Как открыть столовую с наименьшими затратами, читайте тут.
Озаботиться рекламой нужно, но не стоит слишком фантазировать и подавать объявления повсюду. Главная реклама – место размещения. Правильный выбор позволит всегда иметь стабильный приток посетителей. К лучшим местам для 3D-кинотеатра относятся:
- Крупные торговые комплексы. Очевидные плюсы – огромная проходимость и работа круглый год. Главный минус – цена аренды. В крупных городах она может доходить до десятков тысяч за квадратный метр. Конечно, на верхних и цокольных этажах цена за аренду меньше, но тогда и посещаемость будет ниже. Хороший вариант – открыть 3D-зал возле крупного кинотеатра. Они располагаются, как правило, на верхних этажах, и притягивают большое количество посетителей. Некоторые из них захотят острых ощущений и посетят ваш кинозал.
- Парки. Плюс в том, что стоимость земли в парках ниже, а людей столько же. Но лишь поздней весной, летом и ранней осенью. Увы, половину года в климатических условиях РФ помещение будет простаивать. Ещё минус – повышенная вероятность кражи. Воры не боятся взламывать развлекательные точки в парках, поэтому на охрану придётся выделить дополнительные средства.
Открытие кинотеатра по франшизе
Франшиза, или франчайзинг – это партнёрская программа с какой-либо из крупных киносетей. Вы открываете кинотеатр и делитесь частью прибыли в ответ на полную поддержку франчайзера. Преимущества франшизы заключаются в следующем:
- Минимальные расходы;
- Быстрый старт;
- Лёгкое продвижение;
- Профессиональные консультации;
- Поставка качественного оборудования;
- Минимальный риск потерять вложения.
Самые известные и проверенные франчайзеры в РФ – это «Киномакс», «4DCinema», «Relax Cinema». Перед тем, как вкладывать свои средства, в любом случае необходимо изучить договор – у разных компаний разные условия совместной работы.
Советы и рекомендации
- Малые кинотеатры становятся всё более популярными. То же самое можно сказать и о «кино 7D» и т.п. Приходя в парк или развлекательный комплекс, люди рассчитывают получить удовольствие. И небольшие, уютные кинозалы вполне способны их предоставить.
- Для крупного кинотеатра всегда необходимо новейшее оборудование. Особенно в больших городах, где высока конкуренция. Следует обращать внимание на качество видео- и аудио- оборудования. Сегодня появляются новые стандарты, например, IMAX, которые выгодно смотрятся на фоне устаревших.
- Малый кинотеатр может обойтись б/у креслами, например, из больших кинозалов. Главное, чтобы они выглядели прилично и были удобными. Такая покупка поможет значительно сократить затраты.
- Что показывать – первый вопрос после того, как дела с арендой и оборудованием улажены. Нужно быть в курсе всех киноновинок и хорошо разбираться в этом виде искусства.
- Следует также обращать внимание на подбор персонала, особенно это касается киномехаников. Для большого кинотеатра лучше, если это будут люди с опытом работы, для малого опыт не так принципиально важен.
[stextbox id=”black”]Кинобизнес открывает необозримые горизонты возможностей. Даже с минимумом средств можно открыть небольшой, но уютный кинотеатр, который всегда будет как магнитом притягивать посетителей.[/stextbox]
Главное помнить, что кино – это искусство, а искусство требует не столько вложения денег, сколько вложения собственного труда и вкуса. Залог успеха – это правильный выбор аудитории и кинолент для неё, в зависимости от того, где кинотеатр открыт и какой он в размерах.