Казахстан подбирает альтернативы поставкам нефти через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК). С этой целью подразделение государственной национальной компании «КазМунайГаз» приобрело нефтетанкеры для транспортировки черного золота по Каспийскому и Черному морям, передает Bloomberg.
«КазМунайГаз» уже купил два корабля, дедвейтом 8 тыс. тонн каждый, и намерен расширить свой флот еще двумя танкерами, способными перемещать по 80 тыс. тонн, проинформировал замминистра энергетики Ерлан Аккенженов.
Топ-менеджер также указал, что Астана изучает альтернативы прокачке через Каспийский трубопроводный консорциум, по которому нефть транспортируется до морского терминала в посёлке Южная Озереевка (западнее Новороссийска). Казахстан идет на это, хотя маршрут КТК остается наиболее выгодным для поставок за рубеж сырой нефти.
В прошлом году Казахстан отправил около 80% нефти за границу, доставляя ее по наземному трубопроводу с основных месторождений страны на черноморский танкерный терминал недалеко от российского порта Новороссийск. Однако перебои в работе терминала весной и летом 2022 года вынудили Казахстан временно ограничить добычу нефти, так как конфликт на Украине увеличил риск для судоходства в регионе.
С января 2023 года Казахстан также экспортировал суммарно 300 тыс. тонн нефти через Каспийское море и по трубопроводу Баку ‒ Тбилиси ‒ Джейхан, который проложен из Азербайджана в Турцию. До конца текущего года казахстанские нефтедобытчики намерены экспортировать по альтернативным маршрутам около 1,5 млн тонн. Но это лишь малый объем от всего экспорта государства через КТК ‒ за первое полугодие текущего года Казахстан прокачал благодаря консорциуму целых 40,5 млн тонн.
Страна также имеет возможность увеличить экспорт нефти в Китай до 6,5 млн тонн в год.