Перед российскими авиаперевозчиками, эксплуатирующими самолеты АН-24 и АН-26, встала проблема нехватки запчастей для этих машин. Помочь в ее решении может китайская авиапромышленность.
Инициатива, касающаяся данного вопроса, была обсуждена 6 июня в ходе заседания рабочей группы Росавиации по разработке предложений по поддержанию летной годности парка воздушных судов региональной авиации. Об этом РБК поведали три источника, знакомые с итогами мероприятия.
По информации собеседников издания, замглавы Росавиации Андрей Добряков на данном совещании отдал поручение, в том числе, Государственному НИИ гражданской авиации (ГосНИИ ГА), занимающемуся в том числе темой эксплуатации Ан-24/26 в РФ, проработать вопрос сотрудничества с китайскими авиастроителями. «Работа только начата. Российские специалисты не уполномочены на этом этапе давать комментарии», ‒ пояснила РБК официальный представитель ГосНИИ ГА Оксана Королева.
Самолеты Ан-24/26 вместимостью до 50 пассажиров, а также их транспортные вариации, имеются в парке 14 российских гражданских авиакомпаний. Турбовинтовые летательные аппараты оснащены силовыми установками АИ-24. Производитель моторов ‒ украинское предприятие «Мотор Сич».
Последние Ан-24/26 выпущены в конце 1980-х годов. Параллельно эти машины освоил (под индексом Y-7) Китай. Позднее на основе Y-7 в КНР был создан самолет MA60, оснащенный канадскими двигателями Pratt Whitney Canada PW127.
Ранее запасные части и компоненты на Ан-24 и Ан-26 закупались на Украине. После начала СВО сотрудничество с «Мотор Сич» прекратилось полностью. В то же время в КНР сохранились компетенции в производстве широкой номенклатуры изделий, а также имеются запасы агрегатов, подходящие для использования на данных марках самолетов.
В нынешних условиях идея обратиться за поддержкой к Китаю выглядит интересной, отметил в беседе с РБК руководитель Камчатского авиационного предприятия Алексей Храбров. «Но эта тема требует тщательной проработки со стороны регуляторов ‒ без их стратегического решения, и без аттестации китайских компонентов ни один операторов России не рискнет самостоятельно налаживать сотрудничество с КНР», ‒ указал он.
К сожалению, авиапрому КНР не решить главной проблемы Ан-24/26, связанной с двигателями АИ-24: китайские самолеты МА60 оснащены канадскими силовыми установками, подчеркивает руководитель департамента финансов авиакомпании «ИрАэро» Наталья Власова. «Пора принимать решение о развитии собственного авиапрома, развертывая выпуск собственных агрегатов и комплектующих, а не пытаться решать проблемы за счет изменения государств-поставщиков», ‒ заявила Власова.
Сейчас заводе в Арамиле (Свердловская область; входит в компанию «ОДК-Сервис») увеличивает программу ремонта для поддержания парка авиадвигателей АИ-24, сообщила представитель Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Елена Мокрова. В 2023 году начнется освоение ремонта и в челябинском филиале компании, что позволит обеспечить потребности авиакомпаний в своевременном ремонте моторов для эксплуатируемого парка Ан-24/26. Помимо прочего, заводы ОДК заняты сейчас импортозамещением всех необходимых компонентов двигателя АИ-24, уже проводятся испытания для подтверждения качества освоенных деталей.
Согласно программе развития отечественной авиаотрасли до 2030 года, утвержденной в минувшем году, на линиях вместо Ан-24/26 должны появиться Ил-114-300 и ТВРС-44 «Ладога» ‒ в 2024 и 2025 годах соответственно. Но данные временные сроки могут быть не выдержаны и сдвинуться вправо еще на год, считатет руководитель отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.