Издание The Economist полагает: несмотря на то, что многие люди, похоже, уверенны в эффективности нефтяных санкций против России, в реальности эта схема не кусается.
Введение эмбарго на покупки российской нефти с 5 декабря 2022 не привело к ограничению продаж российской нефти. После некоторого затишья, пока Запад праздновал победу, поставки возобновились быстрыми темпами — направленными не в Европу, а в Китай и Индию. Российский экспорт сырой нефти составлял в минувшем месяце в среднем 3,7 миллиона баррелей в сутки, что является самым высоким показателем с июня 2022-го и больше, чем за любой четырехнедельный период в 2021 году.
Однако на Западе продолжают праздновать победу, рассказывая, что ограничения повышают протяженность маршрутов и увеличивают транспортные расходы, а цена на российскую нефть снизилась, и это сырье теперь продается с дисконтом в 38%.
Этим людям, похоже, невдомек, что их нет в мире, где продается российская нефть, и поэтому они не могут ни контролировать, ни просто наблюдать за этой продажей. Она им не видна, все идет по другим каналам, и все тарифы устанавливаются в частном порядке.
И даже сведения о внушительных дисконтах неточные, потому что таможенные данные из Индии и Китая показывают, что этой зимой они заплатили за свою нефть марки Urals больше, чем принято считать, и уж точно не по дисконту в 38%.
Дело в том, что все заинтересованы делать вид, что цена на российскую нефть низкая: и Россия, и ее клиентура, и даже Запад, убаюкивающий себя мыслями, что санкции сработали. Российские нефтяные компании платят меньше налогов, их клиенты давят на других поставщиков рассказами о дешевой российской нефти, Запад выглядит идиотом.
Но самым поразительным эффектом санкций стало резкое снижение зависимости России от транспортной и финансовой инфраструктуры Запада. Теневая торговля процветает, Россия подсчитывает барыши.
А на пороге эмбарго на нефтепродукты из России, которое вступит в силу 5 февраля. И ситуация, похоже, повторится.