Каждое производство или организации имеют уникальный технологический цикл (рабочий процесс), что препятствует стандартизации положений об охране труда. Управленец, заботящийся о здоровье работников и благосостоянии вверенного объекта, обязан внедрить СУОТ в организационную структуру.
Сегодня мы поговорим о задачах и целях системы управления охраной труда, предназначении и порядке регистрации.
Основополагающие понятия
[stextbox id=’alert’]Охрана труда – комплекс мероприятий, направленный на минимизацию вероятности несчастного случая сотрудников во время выполнения должностных обязательств. Сюда относятся: социально-экономические, профилактические и реабилитационные аспекты трудовой деятельности.[/stextbox]
Система управления охраной труда – часть организационной структуры, которая занимается планированием и разработкой методов, процедур и процессов обеспечения пригодных условий для работников. Главная цель – минимизировать риск производственного травматизма, заболеваний, связанных с работой.
Положение о системе управления охраной труда – нормативно-правовое обоснование норм и обязанностей, которые возлагает на себя организационная структура.
Порядок формирования, принципы построения и функционал регламентирует действующее законодательство (Трудовой Кодекс РФ и стандарты ГОСТ).
Как осуществляется управление безопасностью и охраной труда на предприятии – смотрите тут:
Задачи и функции системы управления охраной труда
Управленец внедряет озвученную выше систему, преследуя следующие цели:
- повышение эффективности управленческого аппарата в сфере охраны труда;
- создание максимально безопасных условий труда;
- минимизация вероятности производственного травматизма, профессиональных заболеваний, полученных из-за трудовой деятельности;
- снижение статьи расходов на компенсацию несчастных случаев, травм и заболеваний;
- формирование целостной системы, участие в которой принимают и работники подразделений;
- разработка производственной культуры, пропаганда следования канонам здорового образа жизни.
Главные задачи подобной системы представлены ниже:
- отбор квалифицированных кандидатов на рабочие места, эффективное управление которыми требует дополнительных умений и навыков;
- проведение учебных тренингов по наиболее безопасным методам работы в условиях технологического цикла повышенной опасности;
- обсуждение вопроса о проблемах охраны труда в рабочем коллективе;
- поддержание оборудования в надлежащем состоянии, его утилизация после окончания сроков эксплуатации;
- повышение уровня безопасности технологического процесса;
- следование необходимым санитарно-гигиеническим условиях, регламентированных в нормативной документации;
- разработка лояльного графика работы, забота о необходимом отдыхе для персонала;
- обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты, которые спасут жизнь в случае непредвиденной ситуации.
Теоретики и практики определили следующий функционал системы управления охраной труда:
- Распределение обязанностей – законодательство говорит, что организация, персонал которой менее 50 сотрудников, не обязана внедрять СУОТ. Превышение лимита обязывает руководство разрабатывать мероприятия по охране труда и процессы. В таком случае каждый подчиненный обязан нести ответственность за компонент целостной структуры. Его новые обязанности прописываются в должностной инструкции или прямым приказом.
- Подготовка и обучение персонала – управленец обязан подготовить теоретическую базу и способы практической реализации обучающего процесса. ТК РФ говорит нам о необходимости проведения первичного инструктажа. Стратегия модернизации производства и оборудования обязует каждого сотрудника пройти плановый инструктаж, направиться на переподготовку. Такой список формируется ответственным лицом и заверяется непосредственным начальником.
- Доступность информации об ОТ – внедрение СУОТ вынуждает управленцев оповещать персонал об изменениях внутренней политики предприятия. Важно проводить тренинги, консультации, инструктажи – каждый должен знать о своих правах и обязанностях. Периодически рекомендуется выпускать специализированные издания, информирующие электорат об актуальных переменах.
- Ведение документации – система сбора, анализа и хранения бумаг по СУОТ открывает доступ к более эффективному планированию и функционированию производственных процессов. Бумаги регламентируют положения по ОТ, политику и методы, обеспечивающие положительный результат.
Участники системы управления
[stextbox id=’black’]Следовать положениям СУОТ равно обязаны как работники, так и высший руководящий состав. Но бремя разработки подобной организационной структуры ложиться на плечи непосредственного начальства.[/stextbox]
Директор инициирует начало разработки путем:
- приказа, определяющего сроки создания системы, которая бы соответствовала требованиям действующего законодательства (о них поговорим чуть позже);
- документально утверждается состав комиссии по охране труда, после чего подчиненные приступают к формированию СУОТ. Главное условие – она должна соответствовать специфике предприятия, законодательству.
Важно знать! ГОСТ 12.0.230.1-2015 прописывает перечень стандартов формирования СУОТ, того функционала и задач, которые она должна выполнять.
В свободном доступе находится руководство по применению, каждый управленец имеет возможность с ней ознакомиться.
Порядок утверждения системы и документация
Пошаговая инструкция по внедрению СУОТ представлена ниже:
- Новосозданная комиссия выделяет рабочие места, которые представляют опасность для персонала, оценивает условия и уровень оснащения подразделений. Каждое рабочее место оценивается, а после ему присваивается определенная степень риска.
- Члены организационной структуры разрабатывают методы, способные минимизировать риск производственного травматизма, подбирается соответствующее оборудование.
- Разрабатывается проект системы управления охраной труда, где прописываются положения и политика предприятия в озвученной сфере. Черновой вариант проверяется на соответствие действующему законодательству.
- Рабочие места повышенной опасности комплектуются дополнительными средствами, проводится инструктаж с персоналом о наиболее эффективных способах использования СИЗ. По каким правилам заполняется личная карточка учета выдачи средств индивидуальной защиты – читайте здесь.
- Выплачивается компенсация пострадавшим работникам, заключается договор с медицинским учреждение о плановых всеобщих проверках личного состава предприятия.
- Чистовой вариант документа заверяется каждым участником комиссии, информация доводится до сведения персонала, а положения имеют юридическую силу.
Каждое из вышеописанных действий сопровождается активной печатью сопровождающейся документации, перечень которой представлен ниже:
- экспертная оценка состояния оборудования с точки зрения охраны труда;
- политика предприятия, которая прописывается в последующие положения СУОТ;
- нормы по безопасной эксплуатации рабочих мест с повышенным уровнем риска;
- коллективный договор между руководством и профсоюзом;
- инструкция, описывающая действия в случае чрезвычайной или аварийной ситуации;
- журнал проверки уровня квалификации штата служащих;
- журнал учета проводимых курсов по наработке профессиональных навыков, грамотности в обращении с вверенным оборудованием.
[stextbox id=’info’]Важно знать! Трудовой Кодекс РФ, а именно – раздел Х, регламентирует нормативную базу для внедрения СУОТ, нормы и правила, от следования которым зависит правомерность внедренной организационной структуры.[/stextbox]
Главные мероприятия по ОТ
Внедренная СУОТ оперирует персоналом с помощью следующих мероприятий:
- Инструктажи разной направленности и предназначения. Тут вы узнаете, как провести на предприятии внеплановый инструктаж.
- Повышение уровня квалификации личного состава, руководящего состава предприятия.
- Контроль за психотропными веществами в крови каждого подчиненного.
- Логистика передвижений по наиболее безопасному маршруту в условиях функционирующего промышленного объекта.
- Монтаж знаков безопасности, предусмотренных стандартом ГОСТ 12.4.026.
- Приобретение лучших средств индивидуальной защиты, проведение инструктажа по их правильному применению.
- Испытательные мероприятия, направленные на исследование имеющего оборудования по заданным критериям: пригодность, безопасность, эффективность, продуктивность.
Элементы действующей системы
Как и любая организационная структура, наша имеет ряд составных частей:
- выявление и оценивание профессиональных рисков в условиях эксплуатации оборудования на рабочем месте;
- система управления и минимизации вероятности производственного травматизма или несчастного случая;
- государственное управление ОТ, контролирующие органы, призванные обеспечить соблюдение норм действующего законодательства в вышеназванной сфере.
Положения СУОТ
Как говорилось выше, это нормативно-правовые аспекты действующей системы управления охраной труда. Порядок, оформление, цели и задачи регламентированы не только законодательством, но и внутренними распорядками, спецификой предприятия.
[stextbox id=’warning’]Разрабатывает положения специализированная комиссия на этапе формирования СУОТ, утверждается руководством, а проверяется государственным органом по вопросам охраны труда.[/stextbox]
Заключение
Система управления охраной труда – организационная структура, призванная минимизировать вероятность производственного травматизма, повысить здоровье работников, создать для них оптимальные условия.
Особенности и элементы СУОТ рассмотрены в этом видео: