Предпринимательская деятельность в любой сфере предполагает занятие бизнесом и получение максимально возможного дохода на собственный риск. На уровень полученного дохода влияют многие объективные и субъективные факторы, в частности цена на те, или иные товары.
В частности, формирование приемлемых цен для успешной конкуренции в своем сегменте рынка как основного элемента формирования покупательского спроса. Немаловажно при формировании цены правильно рассчитать наценку на товар.
Категория товарной наценки и ее особенности
[stextbox id=’alert’]Многие из нас часто приходят в недоумение от того, что практически аналогичные товары в различных торговых сетях и небольших магазинах могут иметь ценники с цифрами, достаточно сильно различающиеся между собой. В подавляющем большинстве случаев подобная ситуация возникает за счет торговой наценки.[/stextbox]
Понятие наценки на товар подразумевает надбавку продавца к реальной стоимости продаваемых материальных ценностей.
Первым документом в этой сфере были Методические Рекомендации по учету…, утвержденные Письмом Роскомторга за №1-794/32-5 от 10 июля 1996 года, которые торговую наценку трактуют как разность между суммами реализационной выручки и объемом покупной стоимости товаров в денежном выражении.
Каждый бизнесмен стремится получить как можно больше прибыли, всеми доступными способами. Тем не менее, формировать наценку следует с учетом всех объективных факторов рынка и особенностей экономической ситуации в отношении покупательского интереса к определенному товару. Здесь вы узнаете, как выявить потребности клиентов и покупательские интересы.
Как рассчитать цену товара и установить наценку правильно вы узнаете тут:
Оценить все позитивные и негативные элементы необходимо по следующим причинам:
- При использовании минимума наценки субъект предпринимательской деятельности потеряет необходимую для успешного функционирования рентабельность продаж;
- Завышенные надбавки формируют неоправданно высокие цены, и в конечном итоге торговая сеть теряет потребителей. Тут вы узнаете, почему нет продаж и мало клиентов, как повысить продажи в кратчайшие сроки.
Для того чтобы применить максимально оправданный уровень надбавок, необходимо исследовать конкурентную среду, фактический уровень цен, качество и другие индивидуальные особенности аналогичных товаров.
[stextbox id=’black’]Если предприятие занимается исключительно торговой и закупочной деятельностью, важным аспектом при формировании наценки является рыночный рейтинг компании, производящей товар, который в дальнейшем будет предложен потребителю.[/stextbox]
Хорошо известна ситуация, когда покупатель оплачивает не просто качественную, современную, красивую вещь, но и название бренда, красующегося на ее ценнике. Зачастую, в подобных ситуациях наценка на товар только «за бренд» может составлять до 55 – 73% совокупной цены.
Тактика создания наценки
Все, в том числе и ценовые показатели на товарно-материальные ценности рассматриваются в сравнении. Итак, изучая товарные предложения, даже начинающий специалист в области рыночных отношений может сделать вывод.
- Часть фирм занимаются продажей больших товарных объемов по относительно низким ценам. Возможен демпинг по отношении конкурентов.
- Значительный сегмент торговых организаций реализуют небольшие партии товаров, но уже несколько дороже.
- Товары, реализуемые в единичных вариантах, их стоимость определяет продавец.
- Отдельная часть товаров, где ценовая политика не зависит от естественных рыночных процессов, она строго регулируется государством посредством законодательных актов.
Выбор тактики функционирования и расчета товарных наценок напрямую зависит от того, на какие доходы в перспективе рассчитывает предприниматель. В случае правильного расчета и выбора стратегии доходы стабильно и прогнозировано растут, что ведет к достижению успеха.
[stextbox id=’info’]Необходимо учитывать, что в условиях рынка колебания цен – привычное явление, в частности их повышение. Особенность этого распространенного явления состоит в сочетании нескольких элементов рыночной тактики бизнесменов.[/stextbox]
Каким образом формируется наценка
Под торговой наценкой на объем реализуемых товарных ценностей, или «mark-up», специалисты подразумевают уровень доходов представителя розничной торговли.
По своей сущности она является банальной разницей между ценой опта и розницы, которая необходима, чтобы оправдать издержки, возможные риски и убытки торговой фирмы и позволяет ей достичь основной цели предпринимательства – получение определенного дохода.
Традиционно, на фоне общей тенденции роста цен предприятиями – производителями товаров, конечный продавец стремится максимально допустимо повысить цену с целью заработка и покрытия расходов на бизнес. Параметры, влияющие на уровень торговой наценки:
- Объем затратной части баланса, необходимой для производства и реализации продукции;
- Уровень одного из основных бюджет формирующих налогов – процент налога на добавленную стоимость на данные товарно-материальные ценности. Как и когда осуществляется возмещение НДС из бюджета – читайте по ссылке;
- Планируемая рентабельность продаж, ожидаемая прибыль.
Помимо этих параметров, в наценку могут включаться и прочие факторы формирования дохода предприятия.
Правильный расчет надбавок
[stextbox id=’warning’]В случае если процентный расчет надбавки неприемлем по разным причинам, она может основываться на сочетании средних ценовых показателей товаров – аналогов, стремления к быстрому возвращению средств, первоначально вложенных в бизнес, других моментов.[/stextbox]
Для того чтобы даже начинающий предприниматель мог стабилизировать свои доходы, экономисты рекомендуют применять процентный подход к расчету наценок на товар.
Надбавки в процентах на основные, самые популярные группы товаров по убыванию выгладят следующим образом.
п/п | Наименование товарной группы | Наценка, мин. (%) | Наценка, макс. (%) |
1. | Украшения, бижутерия, предметы искусства, сувениры ручной работы, живые цветы | 100 | 150 и выше |
2. | Обувь, одежда, кожаная галантерея, предметы статуса, спиртное и табачные изделия | 40 | 110 – 125 |
3. | Парфюмерия и косметика, средства по уходу за лицом и телом | 30 | 75 |
4. | Канцтовары, бытовая химия, хозяйственные товары | 30 | 60 |
5. | Автомобильные запасные части | 32 | 65 |
6. | Продукты | 10 | 35-37 |
Для получения данных о торговой наценке в перечисленных группах товаров следует закупочную цену перемножить на допустимый процент. Это и будет чистая надбавка, которая затем, прибавляясь к закупочной стоимости в сумме, составляет конечную цену реализации через розничную сеть.
Немного бухгалтерии
[stextbox id=’alert’]При поступлении товара в фирму для последующей реализации, рассчитанная тем или иным методом наценка имеет отдельную бухгалтерскую корреспонденцию. А именно в учетных документах делается запись по счетам: Дт 41 – Кт 42.[/stextbox]
Вычислить наценку следует на основании товарооборота, ассортиментного ряда или применяя так называемый метод «золотой середины».
Для достоверности, точности и правильности ведения бухучета в торговле и налоговой отчетности, оптимальным вариантом будет применение способа, указанного Методическими Рекомендациями с последующими дополнениями и переработками.
Как правильно установить цену на товары вы можете посмотреть в этом видео: