Управление коммерческой компанией пропагандирует здравый и взвешенный подход к организации бизнес-процессов. Для оценки эффективности используются экономические показатели, объединенные под общим термином «рентабельность».
Сегодня мы поговорим об особенностях вышеназванной словесной конструкции, факторах, влияющих на конечную величину, правильной оценке эффективности.
Коротко о главном
[stextbox id=’alert’]Рентабельность – экономический показатель профессиональной деятельности организационной структуры. Высчитываемая величина отражает эффективность распределения имеющихся ресурсов.[/stextbox]
Говоря простым языком – рентабельность показывает количество прибыли, полученной за единицу вложений.
Рентабельность продаж продукции – параметр, показывающий качество работы вышеназванного отдела. Норма прибыльности показывает, сколько дохода получено за единицу вложений.
Как рассчитать рентабельность продаж по формуле вы можете посмотреть тут:
Существует несколько причин, доказывающих важность и полезность анализа рентабельности продаж:
- Повышается уровень рациональности распределяемых ресурсов. Инструментарий показывает наиболее прибыльные направления профессиональной деятельности, что стимулирует разработку дальнейшей стратегии развития.
- Оценивается каждая товарная позиция с точки зрения ее прибыльности. Менее популярные категории ликвидируются, а материальные средства идут по приоритетным каналам распределения.
- Анализ рентабельности дает правдивую информацию о векторе развития рынка сбыта, его структуре, деятельности конкурентных организаций.
- На основе полученный данных корректируется ценовая политика компании. Важно оценить эластичность спроса, создать комфортные условия для сохранения объемов продаж при увеличении/понижении ценников.
[stextbox id=’black’]Важно знать! Эффективность инвестирования не удастся определить с помощью коэффициента рентабельности. Для получения правдивых величин требуется более обширные показатели.[/stextbox]
Факторы, влияющие на величину рентабельности
На прибыльность и эффективность распределения ресурсов влияет множество факторов.
Эксперты выделяют как положительные, так и отрицательные эффекты, возникновение которых зависит от внешней/внутренней обстановки на рынке.
Для удобства восприятия разобьем дальнейшее повествование на несколько логических блоков, характеризующих положительные факторы.
Рост выручки от продаж опережает рост издержек
Успешность компании зависит от соотношения прибыльности и задействованных ресурсов. Положительная динамика свидетельствует о правильности выбранного пути. Однако никто не интересуется факторами, лежащими в основе появления «хорошего» признака:
- корректировка ценовой политики (повышение ценника) при сохранении объемов продаж;
- эффективность маркетинговой компании, которая обеспечивает стабильные показатели реализации товара;
- снижение количества складских запасов;
- работа над удалением продукции, не пользующейся спросом у потенциальных и постоянных покупателей.
Уменьшение издержек происходит быстрее снижения прибыли
[stextbox id=’info’]Ликвидация товаров с низкой популярностью ведет к снижению объемов продаж, а следовательно – ее рентабельности. Но если «запас прочности» выручки больше, процедура равноценного уменьшения показателей становится более выгодной.[/stextbox]
Несколько причин возникновения вышеназванной ситуации:
- повышение цен – предварительная оценка эластичности проса поможет избежать ошибок при корректировании ценовой политики на актуальную продукцию;
- объемы продаж сохраняются при сокращении ассортимента – оценивается важность товара для потребителя, его влияние на общие показатели продаж компании. Продуманная работа с продуктовым пакетом уменьшит издержки, повысит уровень рентабельности;
- сокращение ассортимента и внедрение новых категорий готовой продукции.
Выручка растет, а затраты сокращаются
Наиболее желаемый вариант для руководителя коммерческой организации. Положительный результат достигается за счет:
- корректировки ценовой политики при стабильной величине объемов реализуемого товара;
- оптимизации продуктового портфеля – специалисты используют как сокращение, так и расширение имеющегося ассортимента.
Отрицательные факторы
[stextbox id=’warning’]На ровне с положительным воздействием, существуют и ситуации/события, приносящие только деструктивное воздействие.[/stextbox]
Для удобства восприятия разобьем дальнейшее повествование на несколько логических блоков.
Издержки растут быстрее выручки
Говоря простым языком, коммерческая организация работает «в минус». Возникновение подобной ситуации объясняется следующими причинами:
- рост инфляции повышает издержки на поддержание имеющегося состояния, при этом отсутствует индексирование цен;
- резкое падение ценовой политики;
- коррекция продуктового портфеля вызвало нехватку популярной продукции, снижение клиентской базы и ее активности;
- в ассортимент вводится товар, который не пользуется популярностью у целевой аудитории.
Выручка падает быстрее затрат
Описываемая ситуация характеризуется следующими причинами возникновения:
- ошибочная коррекция ценовой политики;
- ликвидация популярного товара, что повлияло на объемы реализации;
- кампания по расширению ассортимента провалилась.
Выше представлены внутренние факторы, но существует ряд внешних «раздражителей», повлиять на которые невозможно:
- неблагоприятная экономическая ситуация в стране (инфляция, обесценивание национальной валюты, повышение уровня безработицы);
- ошибочность правительственных инициатив, направленных на политико-правовое регулирование юридических лиц;
- появление на рынке более технологичной продукции у конкурентной организации;
- особенности социального развития общества или крупных его ячеек (веяния моды, особенности культурного развития и мировосприятия).
[stextbox id=’alert’]Руководитель компании не сможет повлиять на вышеназванные факторы, но он в силах минимизировать их деструктивное воздействие на профессиональную деятельность ООО.[/stextbox]
Что показывает величина рентабельности
С помощью вышеназванного коэффициента предприниматель может:
- Охарактеризовать эффективность маркетинговой кампании, имеющие объемы реализации товара.
- Контролировать ценообразование, статьи расходов, распределять прибыль по приоритетным направлениям.
- Определить эффективность долгосрочных инвестиций, примененных на этапе формирования коммерческой организации.
Практическое применение величины рентабельности используется для анализа динамики роста в сравнении с конкурентами. эффективности и популярности реализуемой продукции.
Теория маркетинга и управления ООО предполагает несколько способов применения, которые будут рассмотрены в дальнейшем.
Для удобства восприятия разобьем дальнейшее повествование на несколько логических блоков.
Анализ рентабельности продаж по компании в целом
[stextbox id=’black’]Для любой компании актуален тезис – «низкие показатели прибыли в выручке – свидетельство тяжелой ситуации».[/stextbox]
Вышеназванные величины показывают:
- ошибочность выбранного направления развития;
- недостаточная конкурентоспособность организационной структуры;
- недостаточно проработанная маркетинговая кампания.
Отношение прибыли к себестоимости товара, нарушение их баланса, свидетельствует о наличии непроизводственных расходов, мешающих дальнейшему развитию компании.
Что такое план продаж и как его составить правильно – читайте здесь.
Анализ показателей для целей ассортиментной политики
Представленный выше подход не даст полноценной картины внутренней и внешней ситуации. Наиболее эффективный инструмент данной стратегии – ранжирование товара. Это выявляет проблемы и пробелы в имеющемся ассортименте, стратегии, ценовой политике, продуктовом портфеле.
[stextbox id=’info’]Важно знать! Существует понятие «дойной коровы» – привлекательного для потребителей товара, на который приходится большинство реализуемой продукции. Ликвидация такого объекта – стратегическая ошибка, влекущая нарушение стабильного финансового состояния ООО.[/stextbox]
Анализ для целей ценообразования
Показатель по продуктам дает понять направление вектора, отвечающего за корректировку ценовой политики.
Нередки ситуации, когда существенные статьи расходов накладываются на львиную долю реализуемого продукта, что нивелирует деструктивное воздействие на финансовое состояние организации.
Рентабельность продаж – относительный показатель, доверять которому можно только в комплексе с другими инструментами оценки.
Тут вы узнаете, что такое пассивные продажи и как они влияют на рентабельность предприятия.
Пример расчета величины рентабельности продаж
Математические вычисления зависят не только от способностей ответственного лица, но и от физических (материальных) объектов. Так, эффективность используемых ресурсов рассчитывается как для организации в целом, так и отдельной структурной единицы.
Существует несколько способов вычислять вышеназванный показатель, ниже представлены наиболее популярные из них:
- Величина определяется как процент от общей выручки (Р=(Прибыль/Выручка)*100%).
- Показатель рассчитывается на основе валовой прибыли компании (Р=(Валовая прибыль/Выручка)*100%). Руководитель должен получить следующую цифру (275 000/632 000)*100%= рентабельность равна 43.5%.
- Операционная рентабельность определяется по следующей формуле ((Прибыль до налогообложения/Выручка)* 100%).
Заключение
[stextbox id=’warning’]Рентабельность продаж – величина, показывающая эффективность работы каналов распределения ресурсов организационной структуры. На основе полученных данных строится ценовая политика, корректируется продуктовый портфель, формируется ассортимент.[/stextbox]
Формула и примеры расчетов рентабельности продаж – в этом видео: