Возникший на фоне повышения доступности ипотеки ажиотажный спрос на жилье привел к резкому вымыванию доступного предложения как на первичном, так и на вторичном рынке. Выставленные на продажу ликвидные квартиры россияне уже приобрели, а выводить новые собственники не спешат из-за экономической нестабильности. О том, как убедить человека продать недвижимость, недостоверных объявлениях и конкуренции было рассказано управляющим директором «Авито Недвижимости» Иваном Дубровиным.
По словам эксперта, с апреля по июнь прошлого года заключения сделок практически не происходило. Покупатели и продавцы боялись встречаться, большое количество МФЦ были закрыты, а девелоперы работали с перебоями. Количество объявлений о продаже недвижимости также сократилось. Затем властями была снижена ключевая ставка, ипотека стала доступнее. Уже с июля был зафиксирован огромный спрос: осенью прошлого года на вторичном рынке активность была выше аналогичного периода предыдущего года на 60%, достигая рекордных значений. На данный момент ажиотаж немного стихает, но в крупных городах активность выше допандемийной на 30%.
На рынке происходит вымывание предложения: объекты, выставленные на продажу, достаточно быстро покупаются. Пользователей по-прежнему подстегивает макроэкономическая нестабильность: покупатель стремится скорее инвестировать накопленные средства. Но одновременно с этим часть продавцов придерживает собственность. Их логику просто объяснить: доходность финансовых инструментов снизилась, доверие к наличным средствам упало, поэтому лучше придержать квартиру, которую можно будет потом сдать либо передать по наследству.
Во вторичной недвижимости можно выделить несколько типов продавцов. С профессиональными участниками рынка, агентами, сервис работает на основе тарифов, они могут быть разного уровня в зависимости от масштаба и запросов бизнеса клиента, их стоимость также может меняться. В большинстве регионов сервис предлагает бесплатное размещение для пользователей. Около половины людей первоначально пытается провести сделку самостоятельно, ошибочно думая, что это очень просто.
В вопросе купли-продажи недвижимости граждане не всегда способны продемонстрировать рациональное поведение. Простым примером можно назвать льготную ипотеку на новостройки. Казалось, что ажиотаж должен был уменьшиться месяца через 2-3, т.е. осенью: все, кто хотел, должны были купить себе недвижимость. Но реальность такова, что большой спрос можно наблюдать и сегодня, хотя прошло уже более 6 месяцев. На людей оказывают влияние макроэкономические и психологические факторы.
Ожидается, что спрос медленно, но будет снижаться, при этом сохранится на высоком уровне, а значит, продавать недвижимость будет все еще выгодно.