Ажиотаж на автомобильном рынке, вызванный очередным послаблением рубля и нехваткой машин, постепенно проходит, что, между тем, не сильно сказывается на текущих продажах. Дело в том, что в ходе дефицита ТС у дилеров покупатели в начале осени заказывали машины, которые забрали лишь в ноябре — декабре.
По данным АЕБ, за ноябрь территории РФ реализовано 157 600 новых авто(+6%), то есть после рекордного октябрьского роста, динамика рынка начинает замедляться. За 11 месяцев нынешнего года в связи с провалом продаж в режим в ходе пандемии по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом продажи снизились на 10%, до 1 346 000 экземпляров.
Как сообщает гендиректор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль, автомобилисты покупали и машины, не дожидаясь декабря, потому что боялись вместо новогодних скидок получить увеличение цен. Программы льготного кредитования стали одним из драйверов динамики продаж в нынешнем году, поэтому их досрочное завершение может сказаться на продажах этого месяца. При этом автомобильный рынок продолжит расти за счёт того, что будут выкупаться машины, заказанные в октябре.
Алексей Гуляев прогнозирует в декабре увеличение спроса перед обычной индексацией цен в начале года, при этом дефицит машин может сохраниться и до первого квартала 2021-го. Ряд авто-брендов уже предлагают заказать нужную модель 2021 года со сроками поставки на февраль – март. Число покупателей, кто уже заключил договор на покупку машины в этом месяце, увеличилось на 12% в сравнении с прошлогодним показателем, а вот число клиентов, которые уехали на новой машине из автосалона, упало на 16%.
По сведениям «Автостата», автомобильный рынок РФ может закрыть текущий год с результатом порядка 1,45 млн реализованных авто, что на 7-10% меньше прошлогоднего показателя. В 2021-м году аналитики ожидают дальнейший спад продаж на 5-6%, после чего умеренный рост в последующие годы.
Денис Петрунин с наступлением нового года прогнозирует затишье из-за стабилизации курса валют и роста цен на автомобили на 2-5% в связи с традиционной индексацией, увеличения себестоимости и повышения утильсбора. Нынешний «рынок продавца» неминуемо сменится «рынком покупателя».
При этом потребность граждан в лично транспорте останется на том же уровне. Станут популярными такие способы покупки, как долгосрочная аренда или подписка, что, с одной стороны, даст возможностью удовлетворить изменившийся потребительский спрос, а с другой — позволит авторитейлу отчасти компенсировать потери, подытожил ситуацию гендиректор ГК «Автодом» Андрей Ольховский.