Введенные ЕС и США санкции в отношении РФ не коснулись фарминдустрии напрямую, однако производители могут остаться без импортного сырья и компонентов. Европа за неделю почти перестала поставлять субстанции, а их ввоз из Китая и Индии, на долю которых приходится почти 80% общего объема импортируемого сырья, затруднен из-за серьезно нарушенных логистических цепочек. Запасов у компаний, по разным оценкам, осталось на три-шесть месяцев. Об этом сообщает “КоммерсантЪ“.
Отраслевые эксперты связывают проблемы фармпроизводств с удорожанием при поставках и с резким снижением курса рубля, что, например, привело к подорожанию в логистике импортных фармакологических субстратов, говорит главный исполнительный директор «Озон Хелскеа» (производитель лекарств) Андрей Горшков. В России импортное сырье и компоненты поднялись в цене на 30–35%, констатирует директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. Государственные органы, такие как Минпромторг и Минздрав, от комментариев на эту тем отказались.
По данным RNC Pharma, около 80–85% российских препаратов изготавливаются из импортных субстанций. В 2021 году 76,7% ввезенного в Россию сырья пришлось на Индию и Китай, — на страны Евросоюза. Всего в страну за прошлый год импортировано 15,8 тыс. тонн фармсубстанций на 195,4 млрд руб.
И хотя на долю фармацевтического производства в России приходится всего 19,7% импортных субстанций для производства из общего объема поставок из-за рубежа в 80-85%, но из Европы и США сразу после введения санкций (хотя фармпроизводства они не касались) прекратилась поставка сырья. И хотя, в перспективе, заменить европейские и американские компоненты и субстанции возможно субстанциями из Индии и азиатских стран, но сейчас такой процесс осложнен косвенными санкциями и сложностями в порядках расчетов с зарубежными поставщиками, об этом говорит гендиректор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев.