На основе опроса предприятий сделан вывод, что качественно повысить экспорт отечественных товаров заграницу можно только используя перемены в экономике, так как обычной экономии на транспортировке и устранение барьеров на внешнем рынке уже мало результативно.
Опрос выявил, что российская продукция не слишком пригодна для экспорта в другие страны, и тому причиной выступают многие факторы.
Среди компаний, которые не смогли выйти на заграничные рынки, 36% объяснили сложившуюся ситуацию так — продукция не соответствует спросу. Для экспортеров второй значительной причиной стала повышенная себестоимость продукции, из-за которой они не выдерживают конкуренции.
Отметим, к главным проблемам также относят сложности в транспортно-логистической отрасли. В результате 90% неэкспортеров не планируют выходить на зарубежные рынки. В свою очередь, только 35% планируют поставлять свою продукции заграницу в ближайшие три года.
Как следует из документа, основным фактором для решения об экспорте остается размер предприятий.
Среди крупных компаний хоть какие-то поставки за рубеж ведут 71% предпринимателей, среди компаний среднего размера — 62%, а среди малых — 38%.
Специалисты увидели четкую зависимость между производительностью компании и экспортом — чем выше данный критерий, тем больше товаров идет за рубеж. Более того, более высокую производительность заметили у компаний, имеющих регулярные договоры.
Авторы доклада пришли к заключению, что низкий уровень рубля, который сделает более дешевой рабсилу, не даст значительно поднять экспорт, но увеличит доходы современных экспортеров, для начала самых крупных предприятий. Трудности заключаются в том, что для качественных изменений необходима модернизация, а она невозможна без приобретения иностранного технического оборудования. Потребность в нем испытывают 70% компаний, от импорта продукции и комплектующих находятся в зависимости 65%.
Центробанк РФ по результатам заседания 12 февраля спрогнозировал «восстановительный рост российской экономики» в 2021 году на 3–4 процента.