Антироссийские установки, которых придерживается нынешнее европейское руководство, а также особенности законодательной базы Турции, способны создать препятствия на пути реализации предлагаемого Москвой проекта газового хаба. Об этом сообщил в интервью журналисту ТАСС эксперт в области энергетики, в прошлом член руководства турецкой нефтяной госкомпании TPAO Недждет Памир.
«Сегодня вновь активизировалась дискуссия по проекту газового хаба [в Турецкой Республике]. В настоящее временя данный проект позиционируют как важную площадку для продажи российского газа в Европу. В этом плане имеются два аспекта, влияющих на судьбу хаба. Пока не сменится руководство в ЕС, в ФРГ, Франции, действующее сейчас в соответствии с интересами Америки, экспорт газа через Турцию либо напрямую из России останется крайне проблематичным. И остается еще второй вопрос с юридической базой», ‒ подчеркнул Памир. При этом он указал, что для успеха подобного проекта, как обсуждаемый сейчас Анкарой и Москвой газовый хаб, требуется, чтобы «поменялось политическое сознание в Европе, и лидеры там начали думать об интересах своих собственных государств».
«Смотрите, Москва построила «Северные потоки». По первой ветке поступали [в Европу] миллиарды кубометров газа, вторая ветка тоже была проложена, проведены все необходимые тесты. Но пока шло строительство газопровода и испытания, Вашингтон, администрация [президента Джо] Байдена постоянно пытались ставить палки в колеса. Но России удалось преодолеть эти барьеры. Но с приходом [канцлера ФРГ Олафа] Шольца все застопорилось. Под влиянием Белого дома он заморозил проект на фоне событий в Донбассе», ‒ отметил профильный эксперт. Памир при этом особо выделил, что в результате стоимость 1 тыс. куб. м газа на европейском спотовом рынке увеличилась в разы, превысив $3 тыс.
Памир уверен, что инициатива Кремля о строительстве газового хаба приветствуется Анкарой и повышает значимость Турции. Но при этом он призвал учитывать, что «пока позиция европейских чиновников заключается в препятствовании РФ, ждать успеха от проекта газового хаба не стоит».
«Вторым сложным аспектом остается законодательная база энергетического рынка Турецкой Республики. Она не предоставляет удобных возможностей поставщикам ‒ России, Ирану, Азербайджану ‒ вести дела в контексте хаба на принципах свободного рынка и свободного ценообразования. Нужно менять юридическую базу. Быстро осуществить это не получится», ‒ полагает Памир.