Давайте не будем путаться в определениях, чтобы не дать ввести себя в заблуждение, и выясним правовой статус мер, объявленных для борьбы с коронавирусом.
Никаких наспех изобретённых режимов «мягкого карантина» или «жёсткого карантина» или «свирепого карантина», «всеобщей самоизоляции», «длинных выходных», «нерабочей недели» не существует, всё это слова-заменители, которые использует власть, чтобы заставить делать граждан то, что ей выгодно, но не нести самой при этом прямой ответственности.
Современным российским обществом, и не только российским, выработано несколько правовых режимов функционирования органов государственной власти помимо повседневного. Статус «правовой» здесь означает, проще выражаясь, то, что можно и что нельзя делать гражданам в сложившейся ситуации.
художник Александра Железнова
Режим повышенной готовности к ЧС
На этом этапе происходит мобилизация экстренных служб для противодействия надвигающейся угрозе чрезвычайной ситуации. Помимо спецслужб, режим повышенной готовности адресован чиновникам, но никак не гражданам, чьи права и свободы на этом этапе не затрагиваются. Устанавливается режим повышенной готовности указом президента, и если угроза локальная – то местными и региональными властями. Полномочиями вводить режим ПГ к ЧС наделяется специально создаваемая правительственная комиссия, возглавляет которую министр МЧС.
Режим Чрезвычайной ситуации
Вступает в силу при возникновении бедствий, природных катаклизмов, таких каких землетрясения, наводнения, паводки, пожары. Однако и в случае ЧС недопустимо ограничивать право граждан на передвижения. Устанавливается теми же властями, что и режим повышенной готовности к ЧС. НА данный момент в РФ разрабатывается законопроект о вводе режима ЧС и повышенной готовности напрямую правительством без создания специальной комиссии.
Режим Чрезвычайного положения
Устанавливается в результате масштабных катастроф и крупных бедствий, включая эпидемии. Режим ЧП предусмотрен также в случае госпереворота, а именно насильственного изменения конституционного строя, которому сопутствуют массовые беспорядки и вооружённые мятежи. Режим ЧП существенно изменяет образ жизни граждан, в значительной степени ограничивая их права и свободы, в том числе устанавливает запрет на передвижение по улицам во время действия комендантского часа. Чрезвычайное положение вправе вводить только президент с дальнейшим утверждением Советом Федерации. Последний раз режим ЧП осуществлялся в Москве в октябре 1993 года.
Комендантский час относится к тем мерам, которые устанавливаются только тогда, когда уже введено военное или чрезвычайное положение. В обычное мирное время комендантский час может распространяться только на несовершеннолетних. Например, может быть установлен запрет на нахождение вне дома школьникам в ночное и вечернее время.
Карантин не относится к особому правовому режиму деятельности органов государственной власти, а являет собой совокупность “ограничительных мероприятий” которые активируются предписанием главного санитарного врача и носят рекомендательный характер.
По всем признакам и Собянин и Воробьёв своими постановлениями фактически провозгласили в подведомственных им регионах нечто максимально приближённое к режиму повышенной готовности к ЧС. Поэтому все призывы самоизолироваться или “обязать граждан соблюдать дистанцию” по своей сути являются рекомендациями от должностных лиц, за несоблюдение которых нельзя применять санкции. Формулировка “обязать” в этих постановлениях нарушает базовые конституционные права. But, who cares?
Дальше инициативу в самоуправстве берут на себя патрульные машины, рассказывая по громкоговорителю о введении комендантского часа, с последующим опровержением со стороны МВД.