GlaxoSmithKline (GSK, британская фармацевтическая фирма) подписала договор с iTeos Therapeutics (биофармацевтическая компания из США) на разработку противораковых моноклональных антител EOS-448 на 2 миллиарда долларов (может быть, чуть меньше, если разработка лекарства зайдёт в тупик). Медпрепарат воздействует на белки TIGIT, что даёт возможность отключить способность опухоли бороться с иммунной системой. Похожие способы лечения разрабатывают Roche (tiragolumab) и MSD (vibostolimab). От этого известия акции iTeos возросли на 52%. TIGIT – белок и иммуннорецептор, который присутствует в некоторых Т-клетках и натуральных киллерах (NK).
Фирма iTeos получит 625 миллионов долларов как аванс, а затем ещё 1,45 миллиарда долларов по мере завершения конкретных стадий разработки и коммерческого использования.
Хэл Баррон (Основной научный специалист GlaxoSmithKline) считает, что иммуноонкология изменила лечение рака, но только у менее 30% больных есть реакция организма на лечение существующими на этот момент ингибиторами иммунных контрольных точек. Поэтому нужны новые лекарственные вещества.
Сделка с iTeos сделает GlaxoSmithKline единственной фирмой, чьи антитела нацелены на три известные иммунные контрольные точки, они не дают возможность иммунной системе бороться с раковыми клетками.
EOS-448 на данный момент проходит раннюю стадию испытаний у больных с запущенными крупными опухолями. GlaxoSmithKline и iTeos планируют начать одновременные исследования применения EOS-448 вместе с одобренным в апреле медицинским онкологическим препаратом GlaxoSmithKline Jemperli (dostarlimab) в следующем году. Лекарство предназначено для лечения рака эндометрия.
По договору, GlaxoSmithKline получает эксклюзивную лицензию, а ITeos – право на получение процентов с продаж за пределами Соединённых Штатов. Также предприятия разделят как затраты на разработку, так и прибыль в США.
В области иммунотерапии происходят и другие крупные сделки фармацевтических компаний. Например, в мае этого года Bristol Myers Squibb продекларировало свои намерения приобрести за $1,38 миллиарда права на разработку американской биотехнологической фирмы Agenus. Речь идёт об AGEN1777 для иммунотерапии немелкоклеточного рака легкого.