Учащиеся девятых классов все меньше и меньше говорят по-немецки, пишут по-немецки и понимают по-немецки. Это результат исследования Института развития качества в образовании (IQB), действующего при Университете Гумбольдта.
Ученые IQB констатируют, что «уровень компетентности, особенно в понимании устной речи», «значительно снизился» в период с 2015 по 2022 год. Они прямо указывают, что потеря языковых навыков связана с «двумя основными волнами иммиграции и беженцев с 2015 года», и что особенно сильно страдают молодые люди «с иммигрантским прошлым».
Сенатор от партии ХДС Катарина Гюнтер-Вюнш заявила в связи с этим о тревожных симптомах в системе образования. Ключ к решению проблемы, по ее мнению, лежит «в интенсивной языковой поддержке».
Это, безусловно так, отмечает корреспондент Bild Гуннар Шупелюс. Однако школы ФРГ уже много лет стараются обеспечить интенсивную языковую поддержку, но прогресса нет, и тому есть причина: доклад IQB указывает на языковую проблему дома. «Доля семей, в которых никогда или изредка говорят по-немецки, увеличилась до 32%. Это среднее значение по всей Германии. В Берлине эта доля намного выше», ‒ указывают исследователи.
Вывод ученых таков: «Молодые люди, которые говорят по-немецки только иногда или никогда не говорят в своих семьях, демонстрируют в среднем более низкий уровень компетентности в чтении и аудировании, чем подростки, которые всегда говорят по-немецки в своих семьях».
Дети и подростки, которые не говорят по-немецки дома, не могут учиться на этом языке. «Интенсивное языковое продвижение», о котором говорит сенатор, тоже не помогает.
Если доля учеников, которые не понимают немецкий язык в достаточной степени, чтобы учиться, возрастает, то «немые» тянут за собой остальных вниз, уровень успеваемости в классах начинает падать, доказывают исследования.
Последствия неконтролируемой миграции в Германию становятся очевидными в школах: слишком много людей иммигрировало со слишком низким образованием, либо без желания обеспечить своим детям достаточное владение немецким языком. Наивно полагать, что учителя могут решить проблему.
«Так что никуда не деться от истины о том, что Германия далее не может принимать все больше и больше людей, которые терпят неудачу в образовании. Стране не справиться с этим», ‒ резюмирует Шупелюс.