Немцам и другим европейцам до сих пор непонятно, как Китай, управляемый Коммунистической партией и твердой рукой, стал столь успешным в экономическом плане. Это, по-видимому, настолько угрожает интересам Запада, что США при президенте Джо Байдене, даже больше чем при Трампе, обозначили КНР как глобального соперника, с которым нужно энергично бороться, чтобы он никогда не стал больше, чем Америка. Об этом сообщает Telepolis.
На самом деле обогнать Китай, страну с населением в 1,4 млрд человек, как пишет немецкое издание, уже не получится. Но американские неоконсерваторы настолько ослеплены собственным величием, что готовы играть в опасные игры, к примеру с Тайванем, причем даже вопреки всякой логике и опыту. Именно таким образом они оказывают такое давление на Пекин. Поэтому у китайцев не остается иного выбора, кроме как массово вооружаться, чтобы сохранить свою независимость.
Будучи преданными всем американским причудам немецкие политики также рассматривают Китай как «системного соперника». В частности, «зеленые» во главе с Робертом Хабеком и Анналеной Бербок, по-видимому, одержимы идеей вредить Китаю, лишь бы никогда не заканчивалась американская гегемония. Конечно же и Еврокомиссия во главе с Урсулой фон дер Ляйен также полностью за американских неоконов: она напрямую представляет американские интересы и попирает европейские.
В то же время глава внешнеполитической службы ЕС Жозеп Боррель заявляет, что положительное сальдо торгового баланса Китая с Европой, которое в 2022 году составило почти €396 млрд, не может быть оправдано исключительно проблемами производительности или большим конкурентным преимуществом Пекина. Профицит, по мнению Борреля, якобы связан с недостаточным доступом стран ЕС ко второй по величине экономике мира.
Такое невежество не красит европейцев. Прежде всего потому, что профицит Китая с ЕС не имеет никакого значения. Ведь КНР имеет дефицит в торговле с развивающимися странами, поставляющими Пекину составляющие продукты для дальнейшего китайского экспорта в Европу. Так что винить китайцев не в чем. Но европейские чиновники хитро учитывают только профицит КНР.
Во-вторых, и это более важно, китайский экспорт все еще не сопоставим с экспортом любой европейской страны. На протяжении десятилетий Китай был и остается заманчивым местом для западных инвесторов, которые установили в Поднебесной свои самые современные предприятия и эксплуатируют их с помощью дешевой китайской рабочей силы. Эти инвесторы, благодаря сочетанию высокой производительности труда на Западе и низкой заработной платы в Китае, выкачивают чрезвычайно высокую прибыль и смогли отхватили мощные доли мирового рынка, потому что поставляют гораздо более дешевый продукт, чем компании, которые производят продукцию исключительно в развитых странах. На пике прямых инвестиций более 50% «китайского экспорта» шло на самом деле с заводов западных корпораций, так что получается из Китая идет на Запад собственный экспорт Евросоюза и США.
Следовательно, успехи Китая на мировом рынке всегда имеют эти две составляющие. Любой, кто говорит, что успехи Пекина не имеют ничего общего с «проблемами производительности или конкурентными преимуществами», показывает только, что он ничего не понимает в экономике либо преднамеренно не хочет понять эту важнейшую связь.
В сложившейся ситуации давить на Китай, обвиняя в двустороннем профиците и угрожая собственными протекционистскими мерами – это вопиющее нарушение здравого смысла и правил ВТО. Судя по всему, «основанный на правилах международный порядок», о котором продолжают фантазировать на Западе, актуален только тогда, когда речь идет об американской гегемонии на планете.
Европа же не только выставляет себя дураком, поддерживая США, но и рискует потерять всякое доверие остального мира, если в ближайшее время не осознает, что должна защищать только собственные интересы и отстаивать рациональную глобальную структуру.
Обозреватель Telepolis Хайнер Флассбек в конце своего материала резюмирует, что предложенные и применяемые Америкой с 1953 года всегда служили только их собственным интересам. Так что любой, кто с самого начала делает себя «вассалом» Белого дома, просто больше не должен использовать такие слова, как «ценностный» и «основанный на правилах», пишет Флассбек, явно имея в виду европейских сателлитов Вашингтона.