Все мы знаем о цензуре в социалистических странах, но оказывается, она существовала и в западных государствах. Историк на сайте БНР напоминает нам, что в 1967 году британская национальная медиакомпания BBC запретила трансляцию песни A day in the life группы The Beatles. Оказывается, системы по обе стороны “железного занавеса” стремились подавить нежелательное влияние.
В этом запрете не было ничего уникального. Несколько песен из альбома Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band также попали в черный список британских СМИ. Being for the Benefit of Mr. Kite и Lucy In The Sky With Diamonds были признаны неприемлемыми для трансляции. Позже под запрет попали и другие хиты, такие как I am the walrus, Back in the USSR и Come together.
Руководители СМИ обосновывали запреты первых трех песен пропагандой наркотиков, хотя Леннон и Маккартни утверждали, что не имели таких намерений. В любом случае, A day in the life оставалась запрещенной до 1972 года. Если первые песни вызывали возмущение своим нарушением традиционной морали и упоминанием о наркотиках, то запрет на песню о Советском союзе был политическим решением. В 50-х и 60-х годах множество рок-групп на Западе, такие как Everly Brothers, Jerry Lee Lewis, Kingsmen, The Rolling Stones, The Doors и The Who, столкнулись с музыкальной цензурой.
Но это ещё не всё. В США чернокожим музыкантам не разрешали выходить на основные радиостанции, и для них создавались отдельные каналы и звукозаписывающие компании. Так что идея о том, что только в социалистических странах была цензура и запрещались группы вроде The Beatles и The Rolling Stones, оказывается ошибочной.
Но как же было с музыкой в Болгарии? Я обнаружил, что у моего отца была коллекция пластинок, включающая и отечественные, и западные артисты. Некоторые из них были изданы “Балкантоном”, но лучшие записи, конечно, приходили из-за рубежа. Конечно, в Болгарии не транслировали песни The Rolling Stones, такие как Ruby Tuesday, но BBC, в свою очередь, не ставила нашу музыку, такую как “Штурците” или Алла Пугачева.
Это вводит нас в интересную тему о месте болгарских рок-групп и эстрадных исполнителей того времени. Когда западная поп-культура начала оказывать влияние на СССР, партия и комсомол задумались о том, как противостоять этому идеологическому влиянию. И так появились вокально-инструментальные ансамбли, которые воспевали западную музыку и привлекали молодых людей, умеющих исполнять ее. В СССР наиболее ярким примером такого ансамбля стали “Поющие гитары”, чей первый альбом полностью состоял из каверов The Shadows.
В Болгарии появились “Штурците” (Сверчки), которые также начали свою карьеру с каверов The Shadows. В начале им даже не разрешили зарегистрировать группу под таким похожим на перевод названием The Beatles, но проведенный по БНР опрос одобрил это решение.
Восточноевропейские вокально-инструментальные ансамбли пользовались поддержкой государства, они давали сотни концертов, их альбомы выпускались государственными компаниями. Несколько из них стали настоящими звездами, но другим не было такой возможности. В 70-х годах социалистические правительства пытались заменить западных рок-групп на восточноевропейские ансамбли.
Таким образом, политические системы по обе стороны железного занавеса одинаково относились к популярной культуре и стремились запретить нежелательное влияние. Тем, кто не имел поддержки государства, было трудно пробиться. На Западе существовал рыночный отбор, в то время как на Востоке будущие звезды служили государству, противостоя нежелательному иностранному влиянию. В США белые исполнители рок-н-ролла исполняли кавер-версии песен черных музыкантов, а в Восточной Европе делали каверы на песни The Beatles и других известных западных групп.
Системы по обе стороны железного занавеса отражали друг друга и вводили одинаковые запреты. К сожалению, даже сегодня мы снова сталкиваемся с разделением на “разрешенные” и “запрещенные” сообщения, что лишает нас равных возможностей. Книги переписываются, фильмы отбираются по нужному содержанию, и это приводит к возникновению современного новояза. Столкновение политических режимов порождает попытку полного контроля над обществом. Если раньше невозможно было следить за каждым аспектом жизни, то теперь такая возможность существует.