19 и 20 июня 2024 года на сцене Государственного Кремлевского Дворца состоятся Выпускные концерты Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой.
4 мая 1738 года Анна Иоанновна подписала указ об учреждении «Танцовальной Ея Величества школы для сочинения балетов и танцования театрального, степенного и комического». Этот день стал днем рождения русского балета и первой профессиональной балетной школы — ныне Академии русского балета имени А.Я. Вагановой.
Почти три века в Академии, благодаря уникальной методике преподавания, развивается блистательное мастерство танца. Среди её выпускников – выдающиеся балерины и танцовщики Анна Павлова, Матильда Кшесинская, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский, Марина Семенова, Галина Уланова, Фея Балабина, Наталия Дудинская, Владимир Пономарев, Михаил Барышников, Рудольф Нуреев, Наталия Макарова, Светлана Захарова, Диана Вишнева, Ульяна Лопаткина…
Сегодня в Академии преподаёт блестящая плеяда знаменитых балерин и танцовщиков. Возглавляет школу премьер Большого театра, народный артист России, лауреат Государственных премий Николай Цискаридзе, ученик великих мастеров хореографии Петра Пестова, Марины Семеновой и Галины Улановой. Первый проректор, художественный руководитель Академии – прима-балерина Мариинского театра, народная артистка России Жанна Аюпова, воспитанница легендарной Нинель Кургапкиной, любимой ученицы А.Я. Вагановой.
Выпускные концерты Академии русского балета имени А. Я. Вагановой осуществляются в рамках Программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» в соответствии с миссией: развитие русского балета, подготовка лидерских кадров, создание новых образцов балетного искусства.
Академия представит в Кремлёвском Дворце уникальную хореографическую программу.
I отделение:
Pas de quatre “РОЗАРИЙ” по мотивам балета “ПРОБУЖДЕНИЕ ФЛОРЫ”. Музыка Р. Дриго. Хореография Мариуса Петипа (1894). Реконструкция Юрия Бурлаки (2004).
Анакреонтический балет «Пробуждение Флоры» и изящная реминисценция, созданная Ю. Бурлакой на его тему, основаны на образах античной мифологии. Богини Диана, Аврора, Геба и Флора, пробуждающиеся при свете дня, олицетворяют красоту природы, животворность солнечного света и вечную молодость. Классический Pas de quatre «Розарий» – прекрасный пример стилизации, вобравшей в себя дух петербургского балета золотого века Петипа.
«ВЕНГЕРСКАЯ РАПСОДИЯ». Музыка Ф. Листа. Хореография Льва Иванова (1900). Возобновление Ирины Генслер (2017).
В 1900 году балет «Конек-Горбунок» был дополнен в финальном дивертисменте «Венгерской рапсодией», поставленной Л. Ивановым на музыку Второй венгерской рапсодии Листа. Имевший огромный успех, чардаш вошел в список шедевров характерного танца, сохраняемых в репертуаре школы. В настоящее время «Венгерская рапсодия» во всем своем блеске предстает перед зрителями в программе выпускных концертов Академии русского балета им. А. Я. Вагановой
Концертная сюита из балета “НАЯДА И РЫБАК”. Музыка Ц. Пуни. Хореография Жюля Перро (1843), Мариуса Петипа (1874, 1894), Александра Ширяева (1903, 1924). Редакция Николая Цискаридзе (2018).
Балет «Наяда и рыбак», чей сюжет о любви морской девы к смертному был подсказан хореографу Ж. Перро повестью «Ундина» Фридриха де ла Мотта, прожил долгую жизнь на петербургской сцене. Сегодня от жемчужины романтического балета сохранилась большая танцевальная сюита, знакомящая зрителей с главными героями – молодым рыбаком Маттео и его невестой Джианниной. Они радостно проводят время с друзьями, еще не ведая грядущих событий, которые разобьют их планы на свадьбу. Лирико-романтическая сюита, а по существу – классический Grand pas – представляет собой образец виртуозности и мастерства XIX века, способный бросить вызов современным танцовщикам.
Во втором отделении будет представлена премьера одноактного балета «ТАНЦЫ НА СВАДЬБЕ». Музыка Э. Гранадоса. Хореография Максима Севагина (2024). Партия фортепиано – лауреат Международных конкурсов Мария Зыкова.
«Танцы на свадьбе» – дивертисмент танцевальных номеров с испанским колоритом, объединённых одним событием — свадьбой. На празднике жизни и любви находятся герои торжества — жених, невеста, родители, друзья жениха и невесты, сват и сваха.
Максим Севагин в 2015 г. с отличием окончил Академию Русского балета им. А.Я. Вагановой. В 2016 г. принят в Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, в 2022 г. назначен художественным руководителем балетной труппы. Лауреат Премии г. Москвы в области литературы и искусства (2023).
III отделение:
– 3 акт балета «СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА» П.И. Чайковского. Хореография Мариуса Петипа (1890). Редакция Константина Сергеева (1952). Либретто И. Всеволожского и Мариуса Петипа по сюжету одноименной сказки Шарля Перро.
Король Флорестан XIV празднует свадьбу своей дочери Авроры и принца Дезире. Поздравить новобрачных пришли Фея Сирени, феи драгоценных камней и персонажи волшебных сказок Перро: Кот и Белая кошечка, Голубая птица и принцесса Флорина, Красная шапочка и Серый волк, Золушка и принц Фортюне, Людоед и мальчик-с-пальчик с братьями. Кульминация празднества ознаменована парадным дуэтом Авроры и Дезире. Вихрь массовой мазурки завершает великое торжество.
Яркие хореографические решения дополняют живописные декорации и костюмы Мариинского театра.
В программе принимает участие симфонический оркестр. Дирижёр – Валерий Овсяников (Государственный Академический Мариинский театр).
Продолжительность – 2 часа 40 минут (с двумя антрактами).
Фото Андрей Лушпа