В 2018 году произошли значительные перемены в законодательстве в отношении реализации и производства алкогольных напитков. Поэтому с начала лета всех участников рынка, торгующих крепкими напитками, обязали присоединиться к ЕГАИС. В планах законодателя существует один пункт – контроль каждой единицы товара на пути от производителя к потребителю.
Новые правила ЕГАИС с середины лета
Согласно нововведениям владельцы бизнеса, работающие в данном направлении должны использовать новую систему с предварительным обновлением УТМ и товароучетных программ.
[stextbox id=’alert’]ЕГАИС – это единая государственная автоматизированная информационная система, предназначенная для контроля всего процесса относительно товарооборота алкогольного напитка.[/stextbox]
В ее функции входят следующие обязанности:
- Анализ состояния на текущей момент и прогресса развития в будущем предприятий алкогольной продукции, а также объемов применения этилового спирта;
- учет акцизных марок нового поколения на всех уровнях;
- обеспечение контроля каждой единицы алкогольной продукции;
- учет импорта крепких напитков;
- борьба с контрафактом изделий.
Коррективы в данной отрасли на основании правил ЕГАИС предназначены для следующих субъектов:
- компании-импортеры;
- производственный холдинги;
- оптовые предприятия;
- розничные точки сбыта;
- общепитовские объекты.
Изменения предназначены для оптимизации системы применения алкогольных напитков, руководителям предприятия вменяется организация рабочего процесса таким образом, чтобы каждая единица товара, заходящая на склад, была отсканирована и отслежена история ее реализации.
Подробнее о единой государственной автоматизированной информационной системе можно посмотреть в этом видео:
Почему были приняты нововведения
Основанием для подобных изменений стали:
- реализация каждой единицы товара, путем ведения специального журнала учета относительно продажи алкогольной продукции, при этом отражать в данном документе необходимо единицу по факту, согласно законодательным актам – это производственная тара, то есть бутылка, кега и прочее;
- закупка поштучной продукции с фиксированием всех действий в книге учета;
- чтобы вести учет каждой марки нужно использовать регистр остатков № 3, он должен применяться для каждого fsrar id;
- также составляющие элементы марок в нынешнем году изменены – каждая бутылка будет иметь двухмерный код и специальное обозначение ЕГАИС;
- с начала весны в ЕГАИС фиксация накладных происходит только согласно новому формату.
Особенности изменений заключены в следующем:
- применение автоматизированной программы для контроля;
- ведение регистра № 3 остатков алкогольной продукции с использованием кодового названия;
- после сканирования изделий сведения поступают в кассовую программу, а затем в систему ЕГАИС под контроль ФСРАР.
Такой способ проведения данных обеспечит контролирующему органу осуществлять полный контроль.
Правила постановки на учет
[stextbox id=’black’]Важно: подключение к системе ЕГАИС общепитовскими организациями осуществляется самостоятельно без обращения с заявлением и посещений офиса.[/stextbox]
Портал http://egais.ru/news/view?id=8 содержит полную инструкцию относительно правил подключения к системе и применения ЕГАИС-УТМ.
При этом нет необходимости:
- В пломбировании кассовых аппаратов.
- Обучать специально персонал относительно применения системы.
- Техподдержку по подключению системы ЕГАИС осуществляют:
- дежурная служба ЕГАИС;
- дополнительная телефонная линия по поддержке ЕГАИС в центральном и территориальном аппарате;
- также можно обращаться через личный кабинет на официальном ресурсе.
Чтобы выполнить подключение нужно:
- выполнить регистрацию и получить доступ к собственной странице на официальном ресурсе Росалкогольрегулирования;
- выполнить загрузку на компьютер универсального транспортного модуля – именно он обеспечит загрузку данных, применение ключа JaCarta и отправку подписанных документов в ЕГАИС;
- приобрести специальный крипто-ключ, который оформляется только на одного пользователя в виде электронного файла, хранящегося на ПК или флэшке;
- связать ключ с электронной подписью, необходимой для защиты данных и идентификации пользователя.
Особенности работы с регистром № 3
[stextbox id=’info’]После установки программы, перед использованием оборудования необходимо обеспечить торговое место считывателем кода.[/stextbox]
В процессе работы следует выполнить такие действия:
- продавец формирует торгово-транспортную накладную;
- и вносит по этой накладной данные в ЕГАИС;
- покупатель, например, общепит получает по этой накладной товар и сверяет ее с данными в ЕГАИС;
- после сверки товара по факту с накладной покупатель отправляет акт соответствия в ЕГАИС.
Что такое требование-накладная и в чем ее ключевые особенности вы можете прочесть здесь.
При этом чтобы начать работать с данным регистром переносить любые данные, как это было с предыдущими версиями нет необходимости. Он уже хранит все виды марок. Списание выполнять с регистра № 3 также не нужно.
Важно: если происходит прием алкоголя с новыми акцизными марками нет необходимости переносить данные на регистр № 2, как это происходит с марками старого образца.
Если существует расхождение остатков в декларации и ЕГАИС
Применение нововведений для многих владельцев бизнеса далось нелегко, например, у некоторых по итогам первого квартала получились расхождения относительно указаний по остаткам в декларации и системе до 100 литров. При столь значительной вилке многие получили уведомление от налоговой.
Важно: первое правонарушение обошлось для предпринимателей без штрафов, им был дан 2 квартал на исправление ситуации, кроме этого такое послабление указывает, на то что расхождения в допустимых пределах все же могут быть и на, то есть причины.
Получились подобные недочеты из-за различных методов регистрации реализации и закупки.
Например, если товар был получен по накладной от 30 июня, а подтвержден 3 июля, то в декларации учитывается дата накладной, по которой получен товар, а вот в ЕГАИС к учету следует использовать дату подтверждения и это уже будет следующий квартал.
[stextbox id=’warning’]Но уже при наличии такой же оплошности во 2 квартале на предприятии появились проверяющие для контроля ситуации и конечно же применились штрафы, на основании нарушения ст. 14.19 КоАП РФ. На данный момент санкции для должностного лица соответствуют 10 000 – 15 000 рублям, а для предприятия достигают до 200 000 рублей.[/stextbox]
Сокращение количества сопровождающих документов
Данная возможность доступна для изделий, маркированных новыми образцами акцизных марок и только для розничной торговли. Тут вы узнаете, что такое акцизный сбор и какие правила его уплаты.
Теперь нет необходимости сопровождать пиво, его исходные, сидр, пуаре и медовуху справками формы А и Б на бумажном носителе в тех случаях, когда все данные были проведены через ЕГАИС. Это указывает на тот факт, что если предприятие имеет:
- розничный вариант реализации продукции;
- фиксирует все данные через систему ЕГАИС;
- продает продукцию с новыми видами акцизных марок.
Она вправе не использовать разделы А и Б в сопроводительных справках.
Доступными стали подобные изменения благодаря корректировке ст. 10.2 ФЗ № 171 от 1995 года, вступившие в силу с 1 июля 2018 года.
Правила получения лицензии через Госуслуги
Получить лицензию на алкоголь можно через интернет-ресурс Госуслуг, чтобы выполнить процедуру изначально следует зарегистрироваться на портале и получить доступ в личный кабинет.
Далее выполнить следующие шаги:
- Заполнить заявление, при этом личные сведения вносить не придется, так как они автоматически переносятся из регистрационной формы на портале, а вот проверить их следует. Далее внести недостающую информацию и прикрепить требуемые файлы.
- Отправить заявление.
- Далее заявление поступит в контролирующие органы.
Все осуществляемые этапы проверки заявления и документов, а также оформления лицензии пользователь сможет наблюдать в личном кабинете.
При наличии не погашенных обязательств в налоговой перед подачей заявления на оформление/продление следует изначально ее погасить и только через 10 дней обращаться в ФНС.
[stextbox id=’alert’]Важно: в таком случае нужно проявить бдительность иначе при наличии задолженности лицензия не будет оформляться, а уплаченная за нее госпошлина не возвратится назад.[/stextbox]
Нововведения в программах 1С
В отношении применения системы ЕГАИС произошла корректировка программы 1С в таких разделах как «Розница», «Управление торговлей», «УНФВ», «Комплексная автоматизация».
Теперь требуется обязательная проверка полученной с маркировкой продукции перед подтверждением по факту, то есть изначально приходит продукция на склад, далее ее фактическое количество сверяется с данными в системе и только после этого происходит подтверждение накладной.
Чтобы выполнить данный процесс нужно совершить следующие действия:
- открывается форма документа товарно-транспортная накладная ЕГАИС (входящая);
- далее во вкладке «Товары» следует задействовать ссылку «Проверить поступившую алкогольную продукцию»;
- после этого откроется соответствующая форма для проверки всех акцизных марок;
- изначально статус у каждой единицы продукции «Не проверялась», после удовлетворительного осмотра он изменится на «В наличии»;
- кроме этого можно использовать статус «Отложена», если возникает проблема с определением места положения единицы или же «Отсутствует» в случае точной уверенности в ее недостаче;
- при пересортице важно правильно отразить место положения акции, например, оставить там, где найдена или переместить в упаковку.
Важно: если продукция отгружается партиями указание акцизной марки не используется.
Для отражения «Партионной» продукции нужно использовать соответствующую вкладку в разделе «Проверка поступившей алкогольной продукции».
Для этого используется два способа:
- Первый – продавец выполняет отгрузку продукции поштучно и вносит данные в Регистр № 3, с этой целью сканируются акцизные марки единиц и штрих-кода упаковок. После этого продукция ставится на баланс в разделе «Актом постановки на баланс в ЕГАИС» и отметить «К оформлению».
- Второй – принять партию в качестве партионной, для этого в соответствующей вкладке «Факт» обозначить ее количество. Далее отметить «Проверка завершена» и подтвердить накладную.
В случае обнаружения недостающей продукции по факту подтверждения накладной будет автоматически сформирован акт расхождения, для этого следует установить знак в виде флага «Есть расхождения». Данная функция является новинкой регистра № 3, так как ранее ее в формате автомат не было.
Заключение
[stextbox id=’black’]ЕГАИС обязательна к применению для всех предприятий продающих алкогольную продукцию, торговля без подключения к системе чревата административной ответственностью. Тем более что подключение к системе не составляет труда, и пользователь всесторонне курируется в осуществлении процесса.[/stextbox]
Обзор новых правил ЕГАИС содержится в следующем видео: