Бухгалтеры являются узкоспециализированными работниками разных компаний. В их обязанности входит составление отчетностей, формирование проводок и ведение многочисленной документации. Их работа должна основываться на специальном профстандарте. Он разрабатывается Министерством труда. В 2018 году был создан новый профстандарт.
Нюансы введения нового профстандарта
В 2018 году прошлый профстандарт был заменен новым документом. Он был введен 1 июля 2018 года. Нормы этой документации не являются обязательными для всех компаний.
[stextbox id=’alert’]Основные правила его использования содержатся в ФЗ №402. Здесь перечисляются сведения о том, в каких организациях должен применяться этот документ, а также какие им вводятся требования и правила.[/stextbox]
Как внедрить профессиональный стандарт на предприятии вы можете посмотреть в этом видео:
Для кого обязателен
Профстандарт, составляемый для бухгалтеров, является обязательным только для некоторых учреждений. К ним относится:
- ОАО, но сюда не включаются кредитные организации;
- НПФ;
- страховые фирмы;
- разные организации, работающие с ценными бумагами;
- управленческие органы разных фондов, которые могут быть государственными или внебюджетными.
На основании данного документа требуется, чтобы любой бухгалтер обладал высшим образованием и нужным опытом работы для работы в конкретном предприятии. Требования предъявляются не только к главному бухгалтеру, но и к рядовому сотруднику бухгалтерии.
[stextbox id=’black’]При этом организация не имеет право увольнять работников, которые не соответствуют данному стандарту. Но в этом случае можно прекратить сотрудничество на основании того, что специалист не соответствует занимаемой должности.[/stextbox]
Какие вводятся правила
Профстандарт, вступающий в силу в конце 2018 года, вводит новые правила и требования к работе специалистов. К ним относится:
- специалистам часто придется повышать свою квалификацию;
- увеличивается количество квалификаций, поэтому теперь имеется 4 высоких уровня: 5,6, 7 и 8;
- 5 и 6 уровни могут быть получены бухгалтерами, имеющими только среднее профессиональное образование или закончившими бакалавриат;
- вводятся новые должности, поэтому теперь в компаниях могут работать не только бухгалтеры, но и бухгалтеры первой или второй категории, коммерческий директор, а также начальник отдела бухучета;
- руководитель отдела бухучета обладает 7 уровнем квалификации, а также в его обязанности входит составление разных отчетов организации совместно с начальниками других подразделений;
- коммерческий директор специализируется на формировании консолидированной финансовой отчетности;
- увеличиваются требования к образованию бухгалтера, а также к опыту его работы;
- у бухгалтера должно иметься минимум среднее образование, причем от него не нужно требовать наличия опыта работы;
- главный бухгалтер должен обладать квалификацией выше 6 уровня, а также у него должно иметься высшее образование и опыт работы в течение двух лет;
- главбух обязан регулярно проходить курсы повышения квалификации;
- за три года специалисты должны отучиться минимально 120 часов;
- ежегодно на повышение квалификации тратится не меньше 20 часов.
Здесь вы узнаете, когда возможно увольнение сотрудника за несоответствие квалификационным требованиям должности.
Для работы по новому профстандарту специалисты должны сдать соответствующий экзамен. Процедура проводится только в особых центрах, предназначенных для оценки квалификации.
После успешного прохождения тестирования гражданин получает соответствующее свидетельство. Оно подтверждает, что бухгалтер действительно соответствует многочисленным требованиям профстандарта. Действует этот документ в течение трех лет.
Требования к работникам
[stextbox id=’info’]Так как вводятся этим документом новые уровни квалификации, то специалисты, трудящиеся в разных компаниях, должны знать, при каких условиях можно занять ту или иную должность.[/stextbox]
Для этого учитываются следующие требования:
- 5 уровень квалификации. При его наличии гражданин может работать обычным бухгалтером, а также бухгалтером первой или второй категории. Для работы по таким должностям можно привлекать граждан, не обладающих соответствующим опытом. Но чтобы перейти на следующую категорию, специалист должен отработать не меньше одного года. Не требуется для получения статуса проходить какие-либо программы повышения квалификации. У гражданина должны иметься нужные знания, чтобы работать со сложными программами бухучета. Обязательно минимально среднее образование по этой специальности. Если у человека имеется образование в другой сфере, то он не может работать бухгалтером.
- 6 уровень. При его наличии гражданин может занимать должность главного бухгалтера или руководителя отдела, специализирующегося на бухучете. Для работы по этим должностям требуется опыт работы в течение 5 лет в сфере бухгалтерии или финансов, если у гражданина имеется высшее образование. Если на занятие такой должности претендует гражданин, имеющий среднее специальное образование, то у него должен иметься опыт от 7 лет. Специалисты должны проходить в течение трех лет повышение квалификации, причем на это обучение должно быть потрачено не меньше 120 часов. В год на процедуру тратится от 20 часов. Специалисты должны обладать нужными знаниями и умениями, чтобы справляться со своими основными обязанностями.
- 7 уровень. Чтобы достигнуть такого уровня квалификации, человек должен соответствовать многочисленным требованиям. В этом случае он может работать главным бухгалтером или начальником отдела бухгалтерии. Для этого требуется опыт работы в течение 5 лет исключительно на руководящих должностях. Работа должна осуществляться в финансовой сфере. Обязательно необходимо высшее образование по магистратуре или специалитету. Оно должно быть профильным, но допускается непрофильное образование только в случае, если была пройдена гражданином специальная программа, на основании которой подготавливаются для будущей работы бухгалтеры. Для такого труда важно, чтобы у гражданина имелись специфические знания. Он должен разбираться в работе многочисленных бухгалтерских программ. Он обязан знать, как составляется и когда сдается в ФНС многочисленная отчетность, подготавливаемая каждой организацией. У него должны иметься знания о том, как открыть филиал или обособленное подразделение, а также как отразить это в официальной документации компании. Именно этот специалист занимается контролем над разной финансовой отчетностью. Он занимается анализом деятельности предприятия и управленческим учетом. Поэтому должность может получить только действительно высококвалифицированный специалист.
- 8 уровень. Специалисты, обладающие данным уровнем квалификации, могут работать главными бухгалтерами, руководителями бухгалтерии, а также начальниками управления, занимающегося подготовкой консолидированной финансовой отчетности. Требуется высшее образование, которое может быть профильным или непрофильным. Дополнительно специалист должен пройти специальную программу, обеспечивающую его профессиональную подготовку. Опыт работы на руководящих должностях должен превышать 5 лет. При этом должен иметься опыт составления аудиторской отечности. От таких специалистов требуется повышение квалификации в течение 120 часов за три года. Работник должен обладать способностями для разработки учетной политики и взаимодействия с дочерними компаниями. Он обязан интегрировать информационные системы и находить решения для нетиповых и сложных задач. Такие работники управляют процессом формирования и сдачи консолидированной отчетности. При консолидации они гарантируют единство и верность учета.
[stextbox id=’warning’]Дополнительно специалисты восьмого уровня могут работать в должности руководителя по операционному управлению или бухгалтерскому аутсорсингу. Нередко они занимают должность коммерческого директора или начальника, специализирующегося на развитии компании.[/stextbox]
Для этого требуется опыт работы в течение 5 лет с разной отчетностью, а также специалисты должны занимать руководящие должности. Переподготовка должна осуществляться раз в три года. Специалист такого профиля должен обладать следующими умениями:
- управление маркетингом. Тут вы узнаете, по каким правилам составляется маркетинговая стратегия;
- использование рекламы и разных процессов в бизнесе, позволяющих повысить эффективность работы компании;
- организация деятельности, направленной на улучшение сервиса;
- работа с заказчиками, имеющая отношение к налоговому или бухгалтерскому учету;
- организация обучения и повышения квалификации работников фирмы;
- использование стратегического планирования и мотивационного менеджмента для эффективного управления.
Заключение
За счет введения такого нового профстандарта значительно увеличивается количество возможностей для профессионалов, обладающих высшим образованием и специфическими навыками.
Они могут занимать действительно высокие должности в любой компании. За счет предъявления значительных требований можно быть уверенным в профессионализме и компетентности сотрудников.
Для кого профстандарты обязательны вы можете посмотреть тут: