Болгария входит в группу государств Европейского союза наиболее зависимых от покупок сырья из Российской Федерации (другие – Венгрия, Словакия и Чехия). Об этом написало издание “Капитал”, а перевело статью ИноСМИ. Всё перерабатываемое чёрное золото в стране – полностью российское. Возможностей для противодействия этому практически нет, потому что цены, по которым “Лукойл Болгария” продает топливо на внутреннем рынке – одни из самых низких в Старом Свете.
Официальная София является сторонницей двухлетней отсрочки эмбарго на российскую нефть. Решение будет принято в Брюсселе на будущей неделе. Если для Болгарии не сделают исключение, товарный дефицит и высокие цены на топливо будут сохраняться ещё несколько месяцев.
Евросоюз также может посчитать, что сама Болгария виновата в том, что её единственный крупный нефтеперерабатывающий завод, специализированный порт, а также импортные альтернативы (дизель и бензин) оказались полностью российскими.
Что интересно, ограничительные меры против нашего государства привели к рыночным перекосам. Цена на чёрное золото из Российской Федерации стала самой привлекательной по сравнению с иными видами, потому что сырье продаётся со скидкой. В Болгарии всего один крупный изготовитель “Лукойл Нефтохим Бургас”. Он технологически адаптирован к российскому чёрному золоту. Из-за низкой стоимости сырья нефтеперерабатывающий завод вместо того, чтобы диверсифицировать источники, практически приобретает только российскую нефть. Разница в цене делает ввоз готовых нефтепродуктов экономически невозможным, обрекая импортёров на убытки.
Однако в принципе переоснащение нефтеперерабатывающего завода и работа с большим количеством нероссийского сырья возможны, но это потребует времени и усилий. И здесь все зависит от желания хозяина. А это российский “Лукойл”.
Болгарский рынок не очень велик – по последним данным в год государство применяет около 4,8 миллиона тонн нефтяного эквивалента. Нефтеперерабатывающий завод в Бургасе импортирует приблизительно 500 тысяч тонн в месяц, или 6 миллионов тонн в год (мощность 7 миллионов тонн), однако часть идёт на экспорт. На протяжении многих лет нефтеперерабатывающий завод в Бургасе обеспечивал 50-70% рынка дизтоплива и бензина в государстве.