Вскоре бронетранспортерам Marder предстоит выйти на поле боя против российских танков. Немецкие гусеничные машины для того и были созданы, чтобы противостоять со времен Варшавского договора бронетехнике советской постройки, говорится в материале обозревателя Йорга Рёмера (Jörg Römer) в немецком издании Der Spiegel.
Первые Marder должны прибыть на Украину в конце этого квартала – до 40 единиц. Вполне достаточно, чтобы вооружить один украинский батальон. Поэтому в ближайшее время бундесвер планирует начать обучение солдат ВСУ навыкам эксплуатации гусеничных транспортных средств. На это украинцам дается восемь недель в Германии.
Затем экипажи ВСУ начнут учиться практической стрельбе из 20-миллиметровой пушки, а также перемещению БМП по пересеченной местности. Они по достоинству оценят эргономику Marder, где размеры люков позволяют пролезть даже полностью экипированным солдатам в бронежилетах.
Marder участвовал в боевых операциях в Косово и Афганистане. Но все, что было раньше, коренным образом отличается от Украины, где техника подвергается гораздо большим нагрузкам в условиях полномасштабных боевых операций. Соответственно, большое значение имеет хорошее снабжение запчастями. По оценке одного из офицеров бундесвера, пожелавшего остаться неназванным, при нынешних поставках на сегодняшний день украинцам будет остро не хватать резервных БМП для полноценного оснащения батальона. «Marder неизбежно будут выходить из строя не только из-за поражения, но также из-за технических проблем, и украинцам потребуется дополнительно от 10 до 15% резервных БПМ», – заявил армейский чин газете.
На Украине, скорее всего, будут востребованы, в частности, запасные стволы к 20-миллиметровой автоматической пушке. БМП выпускает до тысячи снарядов в минуту. Это подвергнет испытанию двухметровый ствол, который нужно заменить через некоторое количество выстрелов. Вращающаяся башня также нуждается в постоянной смазке.
Но ствол – это мелочи. В ходе реальных военных действий может произойти гораздо больше разрушений ходовой системы, чем в настоящее время в бундесвере. Украинцам важно будет иметь достаточный и регулярный запас запасных частей. Это может стать проблемой на Украине из-за длительного периода изготовления и доставки до места ремонта.
Что может произойти, если у западных вооружений, поставленных на Украину, не будет полного цикла техобслуживания и ремонта, стало ясным недавно, когда ФРГ поставила гаубицы Panzerhaubitze 2000. Из-за интенсивного использования, вызванного большим количеством выпущенных снарядов, большинство орудий вышло из строя. После этого НАТО пришлось развернуть сервисный центр в Словакии. Таких пунктов техобслуживания на территории государств, входящих в Североатлантический альянс, должно становиться все больше и больше. И не только для Marder, но и для Bradley или французского AMX–10 RC, отмечает немецкое издание.
Тем не менее, пишет Йорг Рёмер, в генералитете опасаются, что отправка партии Marder на Украину создаст немецким танково-гренадерным батальонам в самой Германии, где такие БМП еще продолжают службу, колоссальные проблемы. Сложная ситуация может возникнуть из-за того, что основные партии запасных частей начнут утекать за границу, а бундесвер оголится.
Может быть, вопрос удастся решить за счет запчастей за пределами ФРГ. Подержанные Marder поставлялись вооруженным силам Чили, Иордании и Индонезии, и ремкоплекты могут быть выкуплены у этих стран, думает Рёмер.
В самой Германии можно покопаться на танковых свалках. В Роккенсусре, в Тюрингии, находится, пожалуй, самое большое танковое кладбище Германии. Здесь также ржавеют Marder, ожидающие отправки на слом. На то, чтобы разобрать старый БМП, специалистам требуется около трех дней. Возможно, при этом, им попадутся в руки детали, которые вдруг снова обретут ценность и их можно будет отдать украинцам.