Последний саммит Евросоюз (ЕС) – Африканский Союз (АС), состоявшийся в Брюсселе в феврале 2022 года, после годовой задержки из-за пандемии короновируса, должен был ознаменовать начало нового импульса для «равноправного партнерства» между организациями. Однако саммит омрачился специальной военной операцией (СВО) на Украине, вдруг осложнившей отношения между ЕС и Африкой. И скорее всего, последствия украинского кризиса будут продолжать влиять на отношения между двумя союзами в ближайшее время, указывает общеевропейский новостной портал Euroactiv. В то время, как ЕС с головой погряз в украинском конфликте, Кремль уверенно расширяет зону своих бизнес-интересов в Африке.
В ноябре 2022 года, на следующей встрече между Европейской комиссией и Африканским союзом, стороны договорились, что ЕС начнет выделение средств на инвестиции в инфраструктуру Африки в рамках проекта Global Gateway («Глобальные ворота») и окажет поддержку Африканскому агентству по лекарственным средствам. Кроме того, оба союза планировали начать «диалог на высшем уровне по экономической интеграции с целью укрепления устойчивых торговых отношений и инвестиций». Ожидается, что в рамках стратегии Global Gateway, которая призвана стать ответом ЕС на китайскую инициативу по новому «Шелковому пути», в следующем году начнутся выплаты в размере €750 млн. Тем не менее, по сравнению с десятками миллиардов, предлагаемых Пекином, это всего лишь капля в море, подчеркивает обозреватель Euroactiv Бенджамен Фокс (Benjamin Fox).
В то же время последствия конфликта на Украине начали сказываться на отношениях между ЕС и Африкой. Африканские государства понесли расходы в результате прекращения импорта пшеницы и зерна и, как следствие, основных сельскохозяйственных ресурсов, таких как удобрения. В сочетании с безудержной инфляцией, еще одним следствием украинского кризиса, эти факторы побудили Гану, Египет и Кению заключить соглашения о финансовой помощи с Международным валютным фондом (МВФ) в последние месяцы.
Однако при этом стало заметно нарастание российского лобби в Африке. Русский предприниматель Андрей Мельниченко, основатель гиганта по производству удобрений Eurochem, в частности, налаживает связи с должностными лицами Африканского национального конгресса (АНК) в Южной Африке с целью смягчения режимов санкций. Возникающая в результате этого напряженность будет только усугубляться в ближайшие месяцы, если конфликт на Украине будет продолжаться.
В то же время, в начале этой недели, Верховный представитель ЕС по иностранным делам Жозеп Боррель посетил Марокко со своей первой поездкой в 2023 году. Эта страна является одним из важнейших партнеров ЕС на континенте, особенно в вопросах миграции, безопасности и торговли. Однако, как и многие африканские страны, Марокко стремится теперь сохранить хорошие дипломатические отношения с Россией и отказывается осуждать ее за СВО.
Тень российского влияния также нависает над дипломатической повесткой дня и повесткой дня ЕС в области безопасности в регионе Сахель. Глава европейской дипломатии Боррель заявил в прошлом году, что ЕС « не отказывается от Сахеля», а «реструктурирует здесь свое присутствие». Однако объявление о выводе военных Франции и Германии предвещает трудный период.
В прошлом году правительство Германии заявило, что начнет поэтапный вывод своих военных специалистов в середине 2023 года до полного вывода в мае 2024 года. Рост антифранцузских и, в более широком смысле, антизападных настроений, в Сахельском регионе был подчеркнут высылкой посла Франции Люка Халлада правительством Буркина-Фасо в начале недели. Это решение было принято менее, чем через две недели после того, как координатор гуманитарной помощи Организации Объединенных Наций в Буркина-Фасо Барбара Манзи была объявлена персоной нон грата. Ранее на такой же шаг пошла и Республика Мали.
Прошлой осенью Боррель критиковал эмиссаров ЕС в Африке за то, что им не удалось наладить лучшие отношения с африканцами. Тем не менее, неправильный выбор слов, который он сам же сделал в своей речи, описав Европу как «сад», а внешний мир как « джунгли», был однозначно расценен как расистский выпад во всех африканских столицах.
Тем временем Мали и Буркина-Фасо укрепляют свои дипломатические отношения с Россией, а влияние российской группы «Вагнера» на континенте продолжает стремительно расти. Вполне вероятно, что скоро Чад, Нигер и другие страны Сахеля и близлежащих регионов также станут союзниками Кремля.