Обозреватель Foreign Policy Элизабет Брау поясняет, почему Запад не может арестовать российские активы и не представляет, как это может сделать Эстония, заявившая, что представит план по конфискации замороженных активов России и ее состоятельных граждан.
Богатые россияне, бесспорно, виновны во всевозможных других грехах, но они коллективно не совершали преступлений, определенных законом. И даже если они участвовали в финансировании СВО, западные страны обязаны доказать преступление в каждом конкретном случае. А это непросто, потому что замораживание активов – это излюбленный метод политического давления и с уголовным правом, предусматривающим конфискацию, не имеет ничего общего.
Арест активов россиян, не связывая их с преступлением, может быть возможен благодаря новому законодательству, но это создаст огромные риски для западных компаний, работающих в других странах. Арест российских активов без демонстрации преступности лишил бы западные компании и частных лиц за рубежом правовой защиты, к введению которой западные правительства на протяжении последних трех десятилетий так старательно подталкивали другие правительства.
В западных банках заморожено много российских денег, которые могли бы оплатить восстановление Украины: в дополнение к 324 миллиардам долларов, замороженным ЕС, российские активы заморожены в Британии, Швейцарии, США. В общей сложности западные союзники ввели санкции против более 1200 российских физических лиц, более 120 юридических лиц и 19 банков с тех пор, как Россия вторглась в Украину. Это составляет активы примерно в 940 миллиардов фунтов стерлингов.
Соблазн конфисковать эти огромные средства очень велик и разумен с финансовой точки зрения. Но авторша вместо рискованной конфискации предлагает иной способ изъятия денег у России: добавить в будущий мирный договор обязательство России выплатить репарации точно так же, как державы-победительницы поступили с Германией после двух мировых войн. Правда, она забывает, что Россия еще никем не побеждена, и репарации, возможно, придется выплачивать Западу.