Тринадцать лет назад, 26 августа 2008 года, Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии.
К рассматриваемому периоду противостояние геополитических центров шло как раз по поводу признания самоопределившихся, самопровозглашённых государств. Такими сомнительными странами были Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Косово и Нагорный Карабах.
Косово, например, поддерживали Соединённые Штаты и Европа, а с противоположной стороны была Российская Федерация (которую не поддержали даже державы СНГ).
Американцы высказывали мнение, что люди, живущие в Косово, не могут дальше жить в рамках сербского государства, потому что это приведет к нестабильности и опасности последующего существования народа.
И эта точка зрения вполне логична. Бывшая Югославия состояла из множества народностей, которые не могли ужиться в рамках одной страны. У них было общего очень мало. Но близкие ситуации встречались и в других объявивших о независимости государствах, а их независимость Соединённые Штаты уже признавать не хотели. По мнению многих экспертов всё решала геополитика.
Всё дело в том, что общепринятых критериев признания стран не существует. Это очень сильная недоработка международного права. По идее, там должны быть указаны критерии, когда самопровозглашённое государство признаётся реально существующим. В противном случае и возникает полнейший бред, когда часть стран считает государство существующим, а другие – нет. Россия высказывалась за исправление законов, но американцы выбрали анархию в этом отношении.
Объясняя свою позицию, все страны ссылаются на нормы международного права, но их нет, по крайней мере, таких, которые можно использовать на практике.
Есть два основополагающих (и часто противоречащих) принципа международного права: принцип территориальной целостности государства и право народа на самоопределение. Но, где грань между этими принципами остаётся непонятно.
Поэтому странам не остаётся ничего, кроме как использовать это для своих личных целей. И Соединённые Штаты, и Российская Федерация соревнуются в количестве поддерживающих их стран. Поэтому появление “лишних” государств способно повлиять на баланс сил.
Некоторое значение также имеет имидж стран. Все государства находятся в рабстве у своего образа.