Утвержденный 28 июня в Китае новый закон «О международных отношениях» является первым в современной истории страны документом, в котором определены общие границы деятельности всех участников международного взаимодействия, а также который вводит понятие «санкции» в китайское законодательство. Об этом пишет «Коммерсантъ».
Согласно документу предполагается расширение и уточнение полномочий Госсовета Китая, подчинение правительству МИД страны и наделение кабмина правом применять контрсанкционные меры. Закон выступает в качестве ответа на санкционное давление со стороны Запада, и на практике он позволит упростить ситуацию с китайскими контрсанкциями, которые станут более предсказуемыми.
Постоянные члены комитета Всекитайского собрания народных представителей приняли закон КНР «О международных отношениях», нормы которого начнут вступать в силу уже 1 июля 2023 года. Он включает в себя утверждение основных принципов и задач дипломатической деятельности Китая. В их числе — защита суверенитета и национальной безопасности, верховенство интересов народа страны, следование по мирному пути развития, а также открытость к внешнеэкономическому взаимодействию.
В документе впервые прописаны полномочия органов власти для консолидации управления внешней политикой и экономикой на государственном уровне, при том что ранее они выполняли разные ведомственные задачи. Так, МИД КНР, как определено новым законом, продолжит осуществлять решение основных вопросов международного сотрудничества и руководить китайскими дипмиссиями, но при этом свои решения ведомство должно будет согласовывать с правительством страны, которое и исполняет функции общего регулирования внешнеполитического взаимодействия, а также отвечает за заключение соглашений и договоров с другими странами. Также в документе прописано увязывание работы МИД КНР с деятельностью остальных министерств и ведомств, которые теперь будут вовлечены во внешнеполитические отношения страны.
Для Китая принятие данного закона подразумевает существенные изменения в структуре управления сферы международных отношений. Ранее МИД КНР был исключительно под «партийным» контролем, а теперь он включен в состав правительства (Госсовета).
Общая консолидация, ответственность за которую возложена на комиссию по иностранным делам ЦК КПК, позволит достигать национальных целей, таких как экономическое развитие и усиление национальной безопасности. Ван И, являющийся главой канцелярии этой комиссии, подчеркнул, что благодаря новому закону удалось достичь расширения правовых возможностей с целью противодействия внешней агрессии.
Несмотря на то, что в законе не прописаны конкретные внешние угрозы, а также четкие механизмы реагирования на них, Госсовет КНР теперь наделен правом утверждать регламенты и правила в случае вероятности возникновения угрозы . Кроме того в документе уточняется, что иностранные компании, организовавшие свою деятельность на территории Китая, обязуются не только придерживаться законов страны, но и «не ставить под угрозу нацбезопасность» и «не противоречить общественным интересам».