Тайлер Роговей (Журналист издания The Drive) полагает, что стремление Китайской Народной Республики к конструированию стелс-вертолётов (то есть невидимых на радарах и, по возможности, в других диапазонах электромагнитного излучения) выглядит вполне естественным при общем уровне развития технологий радионезаметности в Поднебесной.
Не так давно появилась информация о проекте Китайского института исследований и разработок вертолетов (дочерней структуры Китайской авиационной корпорации, AVIC). Этот геликоптер представляет собой, по всей вероятности, адаптированный китайский летательный аппарат средней грузоподъемности Z-20.
В Соединённых Штатах его считают клоном H-60 Black Hawk, в переводе “Чёрный Ястреб”. Это связано с тем, что в восьмидесятые годы прошлого столетия некоторые вооружения США были экспортированы в КНР, но после событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году поставки военной техники в Поднебесную прекратились. В результате китайцы создали замену множеству военных аппаратов, в том числе у них появился свой военный вертолёт-клон Z-20.
Попытки придать H-60 Black Hawk невидимость осуществляются и в Соединенных Штатах, например, такие модификации участвовали в рейде по ликвидации Усамы бен Ладена в 2011 году (операция “Копьё Нептуна”). В принципе, если есть какой-либо вид техники и стелс-технология разработана в государстве, то их объединить не особенно сложно. Конечно, есть некоторые технические трудности, но это для такой передовой технической державы как Китай не проблема.
Тем более что один из “Черных Ястребов” операции “Копьё Нептуна” в 2011 году потерял хвост и эта часть попала на пару недель к пакистанским учёным, а через них, возможно, и к китайцам. Выяснить по частям вертолёта можно многое, в первую очередь, сам невидимый материал. На хорошем оборудовании установить, из чего изготовлен хвост совсем несложно.
Китайская модификация летательного аппарата Z-20, о которой идет речь, имеет трапециевидный планер, а выхлоп, скорее всего, направляется в увеличенную хвостовую балку и выпускается из верхней вентиляционной системы, чтобы минимизировать видимость и в инфракрасном (тепловом) диапазоне, который сейчас тоже используется для поиска вражеских летательных аппаратов.