В интервью изданию Dagens Nyheter шведские пилоты поведали о своей службе в конце 1950-х годов. Они совершали полеты над территориями СССР, выполняя засекреченные операции, о которых нельзя было рассказывать.
В то время 8 пилотов в течение пяти дней осуществили более 30 вылетов, намереваясь сделать хорошие снимки военных объектов в СССР.
Среди них был Ян Маттссон. Ему в 1958 году исполнился 21 год. Он управлял реактивным самолетом “Саабе29”, что называли “Летающей бочкой”.
Капитан Йоста Лундстрём указал совершать полет на низкой высоте и делать снимки. От летчика поступил вопрос о допустимости нарушения советской границы, на что капитан сказал, что его интересуют только хорошие фотографии. Таким ответом он обозначил, что пересекать границу можно.
Ульф Хуго, который работал в воздушной разведке, говорил, что во время задания все самолеты были разукрашены черными полосами, а опознавательных знаков не было. Советские истребители тогда не обладали радарами. Полеты осуществляли двойками и по одному.
Ян Маттссон рассказывает, что один раз его обнаружили российские перехватчики. Он испугался и тут же отправился домой, считая, что в воздушном пространстве русские имеют преимущество.
Швед предполагает, что если бы ему не удалось сбежать, то его история закончилась бы очень плохо. “У меня бы не было ни единого шанса спастись”, – говорит Ян.
Повезло и Бирьеру Эстлингу. Этот пилот, летавший над Польшей, рассказал, что его чуть не подвел мотор, который вот-вот хотел заглохнуть. Эстлинг с ужасом думал о катапультировании. В этом случае с большой вероятность его бы обнаружил тогда противник. Как только он дотянул до базы, во время проверки мотор полностью прекратил работать.
Подготовкой и проведением операций занимались шведы. Полученные данные отправлялись НАТО и другим странам.