Проблемы с продовольствием и топливом, вызваны не последними событиями вокруг Украины. Ошибочные шаги были сделаны в Соединённых Штатах в ходе пандемического кризиса. Также были допущены просчёты в Старом Свете, где расчёт на краткосрочные договоры задрал цены на энергетические носители. Такое мнение выразил в разговоре с RT Максим Орешкин (Помощник российского президента по экономическим вопросам).
По словам политика, цены на продовольствие увеличиваются в мире уже два года. Есть ооновский индекс, который показывает, что за последние два года цены на продовольствие выросли больше чем на 70%, причём более 50% этого возрастания пришлось на период до второго месяца зимы, то есть до начала специальной военной операции.
От себя отмечу, что если учесть, что рассматриваются разные промежутки (видимо 20 месяцев и 4, если данные свежие), то после ввода войск на Украину рост стал существенно быстрее, примерно раз в пять.
Причиной роста двухлетней давности, стали другие события. Они привели не только к подорожанию пшеницы, кофе и апельсинового сока. По словам Орешкина, возросли в цене также энергия и металлы.
Во-первых, граждане США, реагируя на пандемический кризис, перестарались. Они ошиблись в макроэкономической политике и напечатали за два года 6 триллионов долларов. Это 40% их денежной массы.
Эти средства растеклись по планете и привели к тому, что цены немного пошли вверх.
Во-вторых, были допущены ошибки с избыточными вложениями в возобновляемые источники энергии. А тот факт, что Европа стала ориентироваться на краткосрочные соглашения, задрал цены на энергетические носители. В итоге это привело к росту цен на удобрения и к уменьшению их производства. Отсюда падение урожайности.
Третья причина – западные санкции в последние месяцы. В отдельных державах Старого Света обесценивание финансов даже больше, чем в России (в Эстонии больше 20%). Орешкин считает, что это связано именно с санкциями.
Во внешнеполитическом ведомстве Российской Федерации раньше напомнили, что держава остаётся ответственным участником мирового продовольственного рынка. Попытки западных стран списать проблемы в этой области на военную специальную операцию совершенно беспочвенны (хотя приведённые выше цифры показывают, что не совсем).