Более двадцати лет назад бомбардировки Североатлантического альянса практически уничтожили всю экономику Югославии. Данная операция длилась 78 дней и унесла тысячи жизней. Зато сейчас Сербию называют “балканским драконом” из-за высоких темпов развития. Об этом сообщает РИА Новости.
Расцвет Югославии пришёлся на годы правления Иосипа Броз Тито. Там, как и в Советском Союзе строили коммунизм. Тито скончался в 1980 году, а в следующем десятилетии вспыхнули межконфессиональные и межнациональные конфликты. Территории требовали самостоятельности. С конца 1990-го о независимости объявила Словения, Македония, Босния и Герцеговина, Хорватия. Население там смешанное, поэтому межэтнические столкновения переросли в гражданские войны.
К 1998 году в Хорватии, Боснии и Герцеговине погибло 100 тысяч человек, еще сотни тысяч стали мигрантами. А дальше албанские вооружённые силы освобождения Косово начали войну с сербами и защищающими их албанцами. Вооружённые люди блокировали сербские сёла, перекрывали дороги, брали людей в заложники. Вооружённые силы Югославии (в федерации тогда оставались только Сербия и Черногория) отвечала жёстко, поэтому к осени число жертв среди мирных жителей Косово и Метохии перевалило за тысячу.
Переговоры во Франции в феврале 1999 года не увенчались успехом, но армия Югославии загнала албанских бойцов в леса и горы. Тогда державы Североатлантического альянса выдвинули Белграду ультиматум. В результате начались бомбёжки. За 78 дней на Югославию сбросили от 25 до 79 тысяч тонн взрывчатки. Использовали кассетные бомбы, необогащенный уран.
Погибли две тысячи мирных жителей, еще около семи тысяч получили ранения, каждый третий пострадавший – ребенок. Материальный ущерб от бомбардировок оценили приблизительно в 30 миллиардов долларов.
Взрывы ликвидировали или повредили 89 фабрик и заводов, 120 объектов энергетики, 14 аэродромов, 48 больниц и госпиталей, 82 моста, 70 школ, 18 детсадов, девять зданий университетских факультетов, 35 церквей и 29 монастырей. Тем не менее, учитывая общее число жертв в Югославии, это не был явно худший вариант.
Сейчас на бывших территориях Югославии всё гораздо лучше. Стабилизирован динар, правящие круги страны сосредоточились на вложениях как основе роста.