В сентябре 2022 года польский парламент принял резолюцию, где настоятельно попросил немецкое государство взять на себя ответственность за ущерб, нанесённый Польше в ходе Второй мировой войны. Он считает, что ей нужно выплатить репарации на сумму практически 1,5 триллиона долларов. Об этом сообщает издание “Свободная Пресса” (СП).
Правда, Берлин уже напоминал Варшаве, что считает этот вопрос закрытым. Во-первых, все убытки уже компенсированы, а во-вторых, в 1953 году польские жители сами отказались от всяких репараций.
Однако в правительстве Польши посчитали, что раз эти документы подписаны уже не существующими ГДР и Польской Народной Республикой, да ещё и под давлением Союза Советских Социалистических Республик, то текущее руководство государства имеет право потребовать новых компенсаций.
Они последовательно обратились за помощью в этом вопросе в Организацию Объединённых Наций, ЮНЕСКО, Евросоюз и Североатлантический альянс. В ответ на это в начале года немецкое государство в очередной раз сообщило, что не будет вести переговоры с Польшей ни о каких репарациях за ущерб в годы II мировой войны. Федеративная Республика Германия считает этот вопрос окончательно решённым.
В свою очередь, высокопоставленные польские граждане публично заявили, что, несмотря на это, продолжат собственные усилия по нормализации долгов, возникших в итоге агрессии Германии и оккупации в период с 1939 по 1945 год.
На днях Аркадиуш Муларчик (Заместитель главы польского МИД) заявил, что Польша обратилась за помощью в получении этих репараций к Конгрессу Соединённых Штатов Америки как основному блюстителю мирового порядка.
Автор статьи раздумывает, не тонкая ли это политическая игра, имеющая целью создание какого-то законного прецедента с целью последующего использования его для получения каких-либо репараций. Например, по гипотезе создателя текста, этот закон может быть использован для получения компенсаций в украино-российском конфликте. Также он допускает получение этих репараций от Федеративной Республики Германия военным путём.
Обе эти версии выглядят достаточно странными. Впрочем, требовать от ФРГ денег больше, чем через семьдесят лет после окончания Второй мировой войны, выглядит ещё более безумно.