Объявленный в пятницу в Пекине договор об урегулировании дипломатических отношений между Саудовской Аравией и Ираном, а также о возобновлении работы их посольств является историческим событием. Это выходит далеко за рамки вопроса иранско-саудовских отношений. Посредничество Китайской Народной Республики означает, что происходят глубокие изменения в международной политике двадцать первого столетия. О данном факте сообщает русскоязычной аудитории “Свободная Пресса” (“СП”).
Совместное заявление, обнародованное в пятницу в Пекине, начинается с того, что иранско-саудовский договор был достигнут в ответ на инициативу Си Цзиньпина (Председателя Поднебесной).
В совместном заявлении также упоминались Ирак и Оман за содействие диалогу Саудовской Аравии и Ирана в 2021-2022 годах. Зато США, которые традиционно доминировали в Западной Азии, нигде не упоминаются.
Речь идет о примирении между двумя самыми крупными странами в области Персидского залива. Уменьшение влияния Соединённых Штатов, по мнению автора статьи, означает крах вашингтонской дипломатии. Это будет оставаться чёрной меткой во внешнеполитическом наследии Джозефа Байдена (Президента США).
Автор считает, что такой провал в заметной степени объясняется его стремлением навязать собственные неоконсервативные догмы в качестве дополнения к военной мощи Соединённых Штатов.
Его попытки подавить Иран также встретили упорное сопротивление в этой стране. Автор считает, что, в конечном счёте, Джо Байден буквально заставил и Эр-Рияд, и Тегеран искать противовесы, которые оказали бы им помощь отбросить его деспотичную позицию.
Автор также отмечает “мягкую силу”, которую Китайская Народная Республика пустила в ход, чтобы перехитрить США. У Соединённых Штатов есть, по крайней мере, 30 военных баз в Западной Азии (пять только в Саудовской Аравии). Однако они потеряли лидерство в этом регионе.
Автор считает, что всё это имеет большое значение для мировой аудитории (особенно для Индии или Вьетнама, Турции, Бразилии или Южной Африки). По его гипотезе, Поднебесная представила полезный пример того, как можно укрепить дипломатию страны на основе согласованной политики, торговли и взаимозависимости.