1 октября 2017 года правительство Каталонии решило провести референдум о независимости области. Конституционный суд назвал его нелегальным. После этого референдума правительство Каталонии провозгласило регион независимой республикой. Но им не удалось получить международную поддержку.
Президент Каталонии был вынужден сбежать от правосудия Испании. Он укрылся в Бельгии, где находится по сей день. Он пользуется своей неприкосновенностью, данной ему как евродепутату. Вместе с ним ждёт решения Европейского парламента о сохранении депутатской неприкосновенности и Тони Комин (Экс-советник).
Остальные члены правительства независимой Каталонии и просто известные сепаратисты были приговорены судом за организацию восстания, неповиновение и растрату госсредств (на организацию референдума) на 9 – 13 лет тюрьмы. Приговоры ещё больше активизировали протесты в этом регионе.
Под давлением Брюсселя Испания рассмотрела вопрос об амнистии и смягчении законов.
Испанский Верховный суд высказался 26 мая против амнистии 12 каталонских политических деятелей, получивших длительные сроки заключения за попытку отделения Каталонии. Орган считает, что сидящие в тюрьме политики не чувствуют раскаяния, а это нужное условия для досрочного выпуска на волю. Сепаратисты организовали протесты, ведущие к нарушению конституционного строя и навязыванию своих убеждений другим людям. Амнистия является исключительной мерой, она предоставляется только при стечении некоторых обстоятельств, а их пока не наблюдается.
Верховный суд Испании также отметил, что в законодательствах ведущих держав Европейского сообщества за покушение на территориальную целостность державы положено осуждать на срок от десяти лет до пожизненного заключения.
Пере Арагонес (Новый руководитель Каталонии, вступивший в должность 24 мая), в своей инаугурационной речи пообещал работать над тем, чтобы эта часть Испании получила возможность самоопределения.
Заключённый Жорди Куишарт (Лидер националистической каталонской организации “Omnium”), пообещал предпринять новую попытку мятежа из-за нежелания амнистировать сепаратистов, чем подтвердил правильность решения суда. Он также пообещал не отрекаться от борьбы за независимость Каталонии.