По словам Чарльза Брауна-младшего (командующего ВВС, генерала), высшее командование военно-воздушных сил Соединённых Штатов хотело получить два типа истребителей для своего воздушного флота. Один — сравнительно недорогой и лёгкий самолёт для замены уже устаревших летательных аппаратов F-16. Второй — сложные, дорогие и ненадёжные истребители-невидимки.
Американские вооружённые силы в итоге получили F-22 (летательный аппарат пятого поколения) по большой цене и планируемые низкозатратными F-35 (чуть-чуть не дотягивающие до пятого поколения самолёты).
План появился более двадцати лет назад, но за это время лёгкий и недорогой истребитель становился всё более тяжеловесным и недешёвым пока военно-воздушные силы Lockheed Martin (ведущий подрядчик) навешивали на него всё новые и новые современные возможности.
Двадцатипятитонный невидимый боевой летательный аппарат F-35 Lightning II стал некоторой проблемой для Америки из-за своей цены и тяжести. И теперь США нуждаются в замене для F-35.
Со стоимостью в районе 100 миллионов долларов за летательный аппарат, включая мотор, F-35 является безумно дорогим. И хотя он обладает способностью скрываться от радаров и обладает высокотехнологичными сенсорами, ему требуется постоянный и очень дорогой уход, да ещё он не очень надёжен.
Вместо того чтобы стать повседневным самолётом, F-35 стал хай-эндом. Это неплохо, но армии нужен истребитель более низкого класса для всевозможных мелких конфликтов.
На данный момент примерно тысяча F-16 выполняет эту роль. Но Соединённые Штаты не приобретали новых F-16 с 2001 года, так как они уже очень устарели. Но даже при этом ответственный за закупки Уилл Ропер предлагал пополнить ими авиапарк. Но Браун возвращаться к старью не захотел.
Главная проблема, что семнадцатитонный не появляющийся на радарах F-16 очень непросто подаётся модернизации обновлением программного обеспечения. В результате решено заново разрабатывать новый дешёвый самолёт.
ВВС требуется приблизительно 1800 F-35, чтобы заменить стареющие F-16 и A-10. Кроме того, желательна также замена 180 F-22 со сдвоенными двигателями в высокотехнологичном сегменте.
Военно-воздушные силы США и Локхид пытались заставить F-35 делать слишком много.
Вооружённым силам Америки нужен самолёт с малым крылом для наземных военных действий, истребитель с большим крылом для флотских авианосцев с катапультами и летательный аппарат с вертикальным взлётом для маленьких боевых кораблей Корпуса морской пехоты.
Увеличение сложности практически всегда ведёт к росту стоимости и задержкам в производстве. За это время разработчики ещё усложняют дизайн, это опять увеличивает себестоимость и задержки. Вот такой замкнутый круг.
Через 15 лет после первого испытания F-35 у США насчитывает всего 250 таких летательных аппаратов.
Американские вооружённые силы смещают акценты в сторону крупных угроз (Российской Федерации и Поднебесной), и поэтому им требуется много денег, хотя военный бюджет Соединённых Штатов и так превышает 700 миллиардов долларов.
В январе Кристофер Миллер (исполняющий обязанности министра обороны США) классифицировал программу создания F-35 Lightning II как “кусок дерьма”.
Американские военно-воздушные силы могут завершить производство F-35 всего после пары сотен самолётов и перенаправить десятки миллиардов долларов на разработку нового истребителя. Военные лётчики из США надеются, что ошибки не повторятся снова.
Это, кстати, не первый американский провал из-за увеличения стоимости. Например, F-111 Aardvark постигла та же участь (его цена в пять раз превысила проектную).