Реджепа Тайипа Эрдогана (Президента Турции), по мнению автора статьи, можно назвать самым успешным мировым политическим деятелем прошлого года. Всё время с начала военной операции России на Украине он остаётся над схваткой и сохраняет статус почти безальтернативного посредника между сторонами конфликта. Он получил политические и экономические дивиденды. Об этом сообщает русскоязычной аудитории “Коммерсантъ” (Ъ).
Всё это делает, по мнению создателя текста, планируемые на 2023 год президентские и парламентские выборы в Турции важным внешнеполитическим событием. Если Эрдоган проиграет, модель взаимодействия в большой области придется пересматривать.
Турецкий лидер уже давно стал уникальным партнёром как для Российской Федерации, так и для Запада. Он закупил ракетные системы С-400 у Российской Федерации. Несмотря на гнев союзников по Североатлантическому альянсу совместно с Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным Эрдоган занялся переделом зон влияния в Сирийской Арабской Республике.
Но параллельно с этим глава Турции вёл переговоры с Соединёнными Штатами Америки о закупке летательных аппаратов воздушного боя F-16, а также продавал Украине дроны Bayraktar. Правда, в конце 2018 года мало кто мог подумать, что они будут использоваться в прямых боестолкновениях с Россией.
А с 24 февраля положение Эрдогана стало просто небывалым.
Первые переговоры делегаций России и Украины по инерции прошли в Беларуси, однако уже через месяц стало очевидно, что держава, предоставившая войскам нашей страны плацдарм для атаки на Киев, не годится в качестве посредника. И в качестве альтернативы выбрали Турцию.
Продолжительность конфликта предоставила Реджепу Тайипу Эрдогану шанс укрепить своё международное влияние. Кроме того, чем дольше длится кризис, тем больше ограничительных мер вводится в отношении России и тем значительнее выгоды для Турции, которая помогает их обходить.
В своем большом исследовании внешней торговли Российской Федерации издание The New York Times указывает, что оборот товаров между Москвой и Анкарой с началом боевых действий на Украине увеличился на 198% (по информации на октябрь). Есть и другие плюсы. Например, возможность диктовать свои условия для вхождения Финляндии и Швеции в блок НАТО.