Доисторические люди 15 тысяч лет назад создавали искусство при свете костра

Наши ранние предки, скорее всего, создавали сложные произведения искусства при свете костра. Так показало исследование 50 гравированных камней, найденных во Франции. Статья об этом опубликована в журнале PLOS ONE.

Доисторические люди 15 тысяч лет назад создавали искусство при свете костра

Новое исследование показало, что камни были вырезаны с художественными рисунками около 15 000 лет назад и имеют следы теплового повреждения. Это позволяет предположить, что они были вырезаны вблизи мерцающего света костра.

Научные специалисты из университетов Йорка и Дарема изучили коллекцию выгравированных камней, известных как таблички, хранящихся в Британском музее. Вероятно, они были сделаны с помощью каменных орудий магдаленцами – ранней культурой охотников-собирателей, возникшей 23 000-14 000 лет назад.

Исследователи обнаружили на краях некоторых камней розовые тепловые повреждения, указывающие на то, что они находились в непосредственной близости от огня.

После своего открытия ученые провели эксперимент по воспроизведению самих камней и использовали 3D-модели и программное обеспечение виртуальной реальности, чтобы воссоздать таблички такими, какими их видели доисторические художники: при свете огня и со свежими белыми линиями, которые граверы могли бы сделать, когда впервые вырезали на камне тысячи лет назад.

Ведущий автор исследования доктор Энди Нидхэм с кафедры археологии Йоркского университета и содиректор Йоркского исследовательского центра экспериментальной археологии рассказывает: “Ранее предполагалось, что тепловые повреждения, обнаруженные на некоторых табличках, вероятно, были вызваны несчастным случаем, но эксперименты с копиями табличек показали, что повреждения больше соответствуют намеренному размещению вблизи огня”.

По мнению специалистов, работа в таких условиях могла оказать драматическое влияние на то, как доисторические люди относились к созданию произведений искусства. Возможно, это активировало эволюционную способность, предназначенную для защиты от хищников, называемую парейдолией, когда восприятие навязывает осмысленную интерпретацию, например, форму животного, лицо или узор, там, где их не существует.