Изменения орбиты Земли способствовали зарождению сложной жизни

Международная группа учёных определила, что изменения в орбите Земли, возможно, позволили появиться и процветать сложной жизни во время самого сильного климатического изменения, которое когда-либо было на планете.

Изменения орбиты Земли способствовали зарождению сложной жизни

Исследователи из Китайской академии наук, Университета Кертина, Гонконгского университета и Тюбингенского университета изучили последовательность горных пород, образовавшихся, когда основная часть земной поверхности была скрыта льдом во время сильного оледенения, которое впоследствии назвали “Снежная Земля”. Оно продолжалось более 50 миллионов лет.

“Одна из самых фундаментальных проблем теории Снежного кома Земли заключается в том, что жизнь, похоже, выжила”, – рассказывает доктор Томас Гернон, адъюнкт-профессор наук о Земле в Университете Саутгемптона и соавтор исследования. – Значит, либо этого не произошло, либо жизнь каким-то образом избежала узкого места во время сильного оледенения”.

Сообщается, что исследовательская группа проанализировала километровые блоки ледниковых австралийских пород, образовавшихся около 700 миллионов лет назад. Эти скалы недвусмысленно говорят о том, что ледяные щиты простирались в это время до экватора, доказывая, что Земля была полностью покрыта ледяной оболочкой.

Исследователи сосредоточились на “Полосчатых железных образованиях”, осадочных породах, которые состоят из чередующихся слоев богатого железом и кремнеземом материала. Эти камни отложились в покрытом льдом океане около колоссальных ледяных щитов.

Снежное оледенение полностью отрезало замерзший океан от атмосферы. Без нормального обмена между морем и воздухом многие изменения климата, которые обычно происходят, просто не могли бы быть.

Используя магнитную восприимчивость – меру степени намагниченности горных пород при воздействии магнитного поля – профессионалы определили, что слоистые архивы горных пород хранят свидетельства почти всех орбитальных циклов.

Известно, что орбита Земли вокруг Солнца меняет свою форму, а наклон и колебания оси вращения Земли также подвергаются циклическим изменениям. Эти астрономические циклы изменяют количество поступающей солнечной радиации, достигающей поверхности Земли, и тем самым управляют климатом.

Исследователи пришли к выводу, что изменения в орбите Земли позволили нарастать и убывать ледяным покровам, благодаря чему периодически свободные ото льда области могли развиваться на снежной Земле.

Результаты работы команды помогают объяснить загадочное присутствие осадочных пород этого возраста, которые свидетельствуют о протекании воды на поверхности Земли, когда эта вода должна была быть заперта в ледяных покровах. Доктор Гернон утверждает: “Это наблюдение важно, потому что теперь известно, что сложная многоклеточная жизнь возникла в этот период климатического кризиса, но ранее мы не могли объяснить этого”.

“Наше исследование указывает на существование свободных ото льда” оазисов “в океане снежного кома, которые служили убежищем для животных, чтобы пережить, возможно, самое экстремальное климатическое событие в истории Земли”, – заключил доктор Гернон.

Подробнее об этом можно прочитать в журнале Nature Communications.