Изменения размера мозга и размера тела у Homo не зависели друг от друга

Учеными проанализированы изменения размеров мозга и тела Homo за миллионный промежуток времени. В результате установлены главные причины этих изменений.

Изменения размера мозга и размера тела у Homo не зависели друг от друга

Сообщается, что группой исследователей из Кембриджского и Тюбингенского университетов собраны измерения размеров тела и мозга более трёхсот окаменелостей рода Homo, которые были обнаружены в разное время в различных частях света. Эти измерения были объединены с данными реконструкций регионального климата на Земле за последний миллион лет, чтобы иметь точные представления о климате, в котором жили и развивались люди.

В результате выяснилось, что очень важная роль в человеческой эволюции отведена климату. Например, три миллиона лет назад климат Африки стал более засушливым и жарким, из-за чего у предков сменилось место обитания с деревьев на саванны. А когда кроманьонцы попали в Евразию, кожа и волосы у них посветлели, форма лица и носа поменялась, чтобы организм терял меньше тепла во время холодных зим. То есть данное исследование показало, что климатические изменения управляли размером тела людей ещё в далёком прошлом.

Антропологи анализировали три параметра: массу, рост и размеры мозга. Все эти показатели по мере эволюции человеческого рода значительно изменились, однако ученые до сих пор не определились с однозначной причиной того, почему это произошло.

Также установлено, что на размеры мозга колебания климата такого влияния не оказали. Изменения в объёме мозга напрямую связаны со средой обитания: чем менее лесистой и более открытой она была, тем мозг был больше у предков.

Однако в отношении роста и массы тела климат был ключевым фактором эволюции. Как правило, чем ниже была средняя температура окружающей среды, тем более высокими и крупными были представители рода Homo, жившие в таких условиях. Это было характерно как для древних предков современных людей, так и для кроманьонцев и неандертальцев.

В этом отношении, как отмечают исследователи, человек не отличается от всех остальных обитателей Земли: в среднем размеры людей, живущих в умеренных и приполярных широтах, больше, чем у тех, кто обитает ближе к экватору.

Подробнее об этом можно прочитать в журнале Nature Communications.