От искусственно полученной из стволовых клеток спермы впервые родились крысята

Сперматозоиды крысы, полученные из стволовых клеток в лаборатории, впервые были использованы для получения фертильного потомства. Этот подход может быть адаптирован для спасения грызунов, находящихся под угрозой исчезновения, и может помочь в создании искусственной спермы для лечения бесплодия. Исследование опубликовано в журнале Science.

От искусственно полученной из стволовых клеток спермы впервые родились крысята

До сих пор клетки, дающие начало сперматозоидам и яйцеклеткам, называемые половыми клетками, производились в лаборатории только у мышей.

Тосихиро Кобаяши из Токийского университета и его коллеги показали, что стволовые клетки, извлеченные из эмбрионов крыс, можно выращивать в лаборатории для получения половых клеток, которые образуют сперматозоиды при имплантации в яички крыс.

Затем исследователи собрали сперматозоиды и ввели их в яйцеклетки, после чего имплантировали оплодотворенные эмбрионы самкам крыс. Они выросли в здоровых взрослых крыс, которые смогли завести собственное потомство.

“До недавнего времени мы не знали достаточно о том, как развиваются зародышевые клетки крыс, чтобы адаптировать процедуру на мышах для крыс. Теперь мы больше понимаем, какие белки и факторы роста необходимы для образования крысиных половых клеток, поэтому мы смогли провести эту работу”, — делится Кобаяши.

В дальнейшем команда надеется раскрыть общие принципы генерации сперматозоидов, которые являются общими для крыс и мышей, что может помочь в разработке подобных методов у других млекопитающих, таких как свиньи и люди, говорит Кобаяси. По его словам, такие исследования могут быть использованы для получения информации о том, как развиваются половые клетки человека и что происходит не так чтобы вызвать бесплодие. Команда также работает над искусственным созданием крысиных яйцеклеток.

Однако крысы и мыши более похожи друг на друга, чем люди, и искусственное производство человеческих сперматозоидов и яйцеклеток может занять десятилетия, отмечают ученые.

Эмбриональные стволовые клетки не могут быть взяты у взрослых мужчин, подобный подход не может быть использован непосредственно для получения человеческой спермы для лечения бесплодия. По мнению исследователей, более перспективный подход предполагает превращение клеток кожи или яичников взрослого человека в стволовые клетки, которые можно использовать для производства спермы и яйцеклеток.