По сведениям The Spectator, исследователи нашли у летучих мышей из Лаоса коронавирус Covid-19, больше похожий на возбудителя Sars-CoV-2, чем образец из уханьской лаборатории. Это можно считать доказательством естественного происхождения болезни, но есть тонкости.
Как оказалось, почти все ниточки ведут в Уханьский институт вирусологии. Например, туда посылали лаосские образцы, и именно там занимались добавлением в коронавирусы фрагмента генокода, который резко увеличивает их заразность. Соответственно, вариант утечки (или даже намеренного распространения) теперь кажется достаточно логичным.
На данный момент учёные задаются вопросом о том, как вирус, который чаще всего находят у подковоносых летучих мышей, живущих на юге Китайской Народной Республики или в юго-восточной Азии, оказался в городе, находящемся гораздо севернее.
В сентябре группа исследователей из Франции и Лаоса нашла вирус, похожий на Covid-19 у подковоносой летучей мыши, живущей в пещере в провинции Вьентьян на западе Лаоса. Он генетически более близкий Covid-19, чем RaTG13, обнаруженный на юге Юньнаня в 2013 году. RaTG13 генетически схож с Sars-CoV-2 на 96,1%, а найденный в Лаосе Banal-52 – на 96,8%.
Казалось, это было подтверждение естественного происхождения коронавируса. Но у лаосской версии болезни нет ключевого гена, который и делает Covid-19 таким заразным. Речь идет о так называемом коде расщепления фурина, то есть 12-буквенном сегменте генетической записи.
Затем появились письма White Coat Waste Project. Там говорилось про посылку в Ухань образцов вирусов, в том числе из Лаоса.
Новозеландский эксперт по анализу данных Жиль Деманеф (Gilles Demaneuf), изучавший этот вопрос, думает, что теория о природной передаче не объясняет, почему итогом стала вспышка именно в Ухане.
Что касается отсутствия кода расщепления фурина, в сентябре Drastic представила иной просочившийся документ. Доктор Питер Дашак (Peter Daszak) излагал планы вместе с коллегами в Ухане и других городах искусственным образом внедрить новый редкий код расщепления в образцы Sars-вирусов (чтобы понять, для чего он нужен). Правда, денег на это ему США, к которым он обращался, не дали. Но в Уханьском институте подобный опыт с другим коронавирусом уже проводили.