Ученые разработали метод предотвращения смертельных больничных инфекций без антибиотиков

Больница или медицинская клиника может быть последним местом, где вы ожидаете подхватить неприятную инфекцию, но, по оценкам, 1,7 миллиона американцев делают это каждый год, что приводит к почти 100 000 смертей от осложнений, связанных с инфекцией, и около 30 миллиардов долларов США прямых медицинских расходов.

Эксперты говорят, что самыми большими виновниками, на долю которых приходится две трети этих инфекций, являются медицинские приборы, такие как катетеры, стенты, сердечные клапаны и кардиостимуляторы, поверхность которых часто покрыта вредной бактериальной пленкой. Но новая обработка поверхности, разработанная группой ученых под руководством Калифорнийского университета, может помочь повысить безопасность этих устройств и облегчить экономическую нагрузку на систему здравоохранения.

Новый подход, опробованный в лабораторных и клинических условиях, предполагает нанесение тонкого слоя так называемого цвиттерионного материала на поверхность устройства и постоянное скрепление этого слоя с подложкой с помощью ультрафиолетового света. Образовавшийся барьер не позволяет бактериям и другим потенциально опасным органическим материалам прилипать к поверхности и вызывать инфекцию. Результаты работы команды опубликованы в журнале Advanced Materials.

В лаборатории исследователи применили обработку поверхности к нескольким широко используемым материалам для медицинского оборудования, а затем протестировали устойчивость модифицированных материалов к различным видам бактерий, грибков и белков. Они обнаружили, что обработка снижает рост биопленок более чем на 80%, а в некоторых случаях даже на 93%, в зависимости от штамма микроорганизмов.

“Модифицированные поверхности показали устойчивость к микроорганизмам и белкам, чего мы и добивались”, — делится Ричард Канер, доктор Мен Ки Хонг из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, профессор инновационных материалов и старший автор исследования.

В клиническом испытании приняли участие 16 пользователей мочевых катетеров с длительным сроком использования, которые перешли на силиконовые катетеры с новой цвиттерионной обработкой поверхности. Этот модифицированный катетер – первый продукт, созданный Канером в его лаборатории SILQ Technologies Corp. и разрешенный к применению у пациентов Управлением по контролю за продуктами и лекарствами.